Общая характеристика. Швейная машина 222 кл. ОЗЛМ предназначена для выметывания однониточными цепными стежками (тип 101) бортов, лацканов и воротников верхней одежды (костюмов и пальто).
Машина праворукавная, с величиной вылета рукава 260 мм, спроектирована на базе челночной машины 22-АМ кл. (в этой машине введена метрическая резьба, тогда как в ранее выпускаемой машине 22-А кл. была дюймовая резьба). Отличие конструкции машины 222 кл. от базовой заключается в следующем: вместо челнока установлен петлитель, поэтому изменено передаточное отношение от главного вала к валу петлителя (было 1:2, стало 1:1); длина стежка увеличена до 10 мм, в связи с чем увеличена прорезь в игольной пластине; для обеспечения нормальных условий затяжки цепной строчки это отверстие выполнено удлиненным в направлении продвижения материала; для обеспечения работ на толстых материалах (до 8 мм в сжатом состоянии) увеличен подъем лапки до 13 мм и используется рейка с крупным зубом; для удобства выполнения операций по выметыванию борта лапка выполнена из двух подпружиненных полозков; отсутствует узел обратной подачи материала и изменена конструкция узла регулировки длины стежка; подача нитки вместо специального механизма осуществляется глазком на игловодителе.
Ранее выпускалась машина РВМ-2 аналогичного назначения, разработанная на базе машины 22-А кл. По сравнению с ней в машине 222 кл., помимо введения метрической резьбы, увеличена максимальная длина стежка с 7 до 10 мм.
Главный вал расположен в рукаве машины 222 кл. В передней части рукава находятся механизм иглы и узел лапки. В платформе расположены механизмы петлителя и продвижения материала.
Машина устанавливается в гнезде на индивидуальном столе; главный вал получает вращение с помощью клиноременной передачи от фрикционного электропривода, установленного под крышкой стола.
Вращение главного вала — против часовой стрелки, если смотреть со стороны шкива. Включение двигателя кнопочное, кнопка расположена справа под крышкой стола. Пуск машины осуществляется нажатием на ножную педаль.
Циклограмма работы машины. Рабочими органами машины являются игла, петлитель, рейка для продвижения материала и устройство подачи нитки.
Последовательность взаимодействия рабочих органов при образовании стежков показывает циклограмма (рис. 3.9). Особенность машин цепного стежка заключается в том, что образование стежка не заканчивается за один оборот, однако последовательность взаимодействия рабочих органов за каждый оборот повторяется. Поэтому в циклограмме рассмотрим один оборот.
Верхнее положение иглы (а) соответствует 0° поворота главного вала. Прокол иглой материала (б) происходит при 95° для средней толщины материала и колеблется в пределах 5° в зависимости от толщины материала. Игла достигает крайнего нижнего положения при 180° поворота главного вала. При 215— 220° образуется (в) над ушком иглы пригодная для захвата петля-напуск игольной нитки. При 270° игла выходит (г) из материала. Таким образом, игла находится в материале при 170— 180° поворота главного вала (заштрихованный участок).
Равномерно вращающийся петлитель на первом обороте (в) напуск игольной нитки (215—220°), проходит в нее, расширяя и поворачивая последнюю. При втором обороте он захватывает вторую петлю и проводит ее внутрь первой, а первую петлю сбрасывает с себя (д) только при 290—295° второго оборота. Таким образом, одна петля находится на петлителе около 435°.
Нитеподатчик представляет собой отверстие на игловодителе, поэтому его движение аналогично движению иглы, т. е. на участке от 180 до 360° (е — ж) происходит подтягивание нитки.
Рейка продвигает материал в период нахождения иглы вне материала: она входит в ткань при 290° (з), движется вместе с тканью около 120° (заштрихованная область) и выходит из нее около 50° поворота главного вала (и).
Механизм иглы. Механизм иглы представляет собой плоский кривошипно-ползунный центральный механизм АБС (рис. 3.10,6). Механизм характеризуется следующими размерами, мм: АВ = 14, ВС=37. Таким образом, ход иглы 5 = 28 мм.
Конструктивное исполнение механизма хорошо видно на рис. 3.10, а. На левом конце главного вала 14 с помощью стопорного винта, конец которого входит в радиальную засверловку главного вала, закреплен кривошип 12 с противовесом. На кривошипе установлен палец, который охватывает верхняя головка шатуна , от осевого смещения шатун удерживается головкой торцового винта. Нижняя головка шатуна 11 шарнирпо связана с поводком, закрепленным с помощью клеммы 6 на игловоди-теле 5. Игла 3 вставляется до упора в осевое отверстие игловодителя выемкой вправо и закрепляется винтом 4.
Положение иглы по высоте и по расположению оси ушка относительно петлителя регулируется осевым смещением или поворотом непосредственно игловодителя 5 при ослабленном клем-мовом креплении 6 поводка игловодителя.
Механизм петлителя. От главного вала 14 (рис. 3.10, а) с помощью двух пар конических шестерен 18 и 22 с общим передаточным отношением 1 : 1 и вертикального валика 21 вращение сообщается валу 25, на переднем торце которого предусмотрено осевое отверстие, куда вставляется хвостовик петлителя 29 и закрепляется через накладную втулку 32 (рис. ШЛО, в) стопорным винтом 33. Таким образом, вращение петлителя происходит в направлении, обратном вращению главного вала.
Положение петлителя 29 может регулироваться по отношению к игле 3 при ослабленном стопорном винте 33 крепления его на валу 25: поворотом относительно вала устанавливается своевременность подхода носика петлителя к игле в момент захвата петли-напуска игольной нитки; смещением вдоль оси вала устанавливается необходимый зазор между иглой и носиком петлителя.
Механизм продвижения материала. Продвижение материала производится зубчатой рейкой в направлении от оператора. Механизм продвижения состоит из двух кинематических цепей—подъема и продвижения рейки, получающих движение от главного вала машины. Продвижение рейки 30 (рис. 3.10, г) осуществляется с помощью регулируемого плоского четырехзвен-ника 16, 19, 24, который сообщает колебательные движения валу продвижения 1. На этом же валу установлено коромысло 2, которое и обеспечивает возвратные движения по горизонтали вилке 27, а следовательно, и рейке 30. С другой стороны в паз вилки 27 входит ролик коромысла 28, установленного на валике подъема 26. Валик 26 в процессе работы имеет колебательные движения и получает их от главного вала 14 с помощью плоского кривошипно-коромыслового механизма 17, 20, 26.
Таким образом, при работе машины рейка 30 движется по эллипсообразной траектории, величина хода которой над уровнем игольной пластины определяет величину стежка. Длина стежка регулируется изменением размера кривошипа 16 кинематической цепи горизонтального перемещения рейки 30, для чего предусмотрено специальное устройство (рис. 3.10,5). На главном валу 14 двумя стопорными винтами 34 крепится корпус 16 эксцентрика, на левом торце которого предусмотрен диаметральный сквозной паз. В этот паз вставляется ползун 35 с цапфой 36, которую охватывает верхняя головка шатуна 19. В корпусе вдоль оси движения ползуна 35 предусмотрено радиальное резьбовое отверстие 37, в которое вворачивается винт 38. Головка винта 38 имеет буртик, который входит в паз 39 ползуна. При сборке узла вначале буртик винта 38 устанавливается в паз 39, затем ползун 55 вставляется в его направляющий паз, а винт при этом входит в отверстие 37. При ввертывании винта 38 хвостовик будет перемещаться относительно корпуса по своему направляющему пазу. После такой сборки вставляется главный вал 14. Для обеспечения перемещения цапфы 36 относительно вала в перемещающихся частях предусмотрено удлиненное отверстие под вал, обеспечивающее необходимый диапазон регулировки длины стежка. После установки требуемой длины стежка ползун 35 для надежности фиксируется в корпусе 16 стопорным винтом 40.
Кроме указанной регулировки, в механизме продвижения материала регулируется: своевременность продвижения материала — поворотом корпуса 16 регулируемого эксцентрика относительно главного вала 14 при ослабленных стопорных винтах крепления; положение рейки 30 (см. рис. 3.10, а) в прорези игольной пластины — поворотом коромысла 24 относительно вала продвижения 1; своевременность подъема рейки — поворотом эксцентрика 17 относительно главного вала 14; положение рейки по высоте (для обеспечения сцепления с материалом при переходе па другие виды материалов) — поворотом коромысла 28 относительно вала подъема 25. Давление лапки 31 на материал регулируется с помощью пружины 9 и винта 10. Подъем лапки осуществляется вручную рычагом 8 или от ножной педали с помощью рычага 15.
Устройства подачи и натяжения нитки. В машине специального механизма подачи нитки нет. На клемме 6 (см. рис. 3.10, а и е) поводка игловодителя закреплен рычаг 41, отверстие 7 на конце которого выполняет роль ушка нитеподатчика. Нить от бобины проводится в неподвижный иитенаправитель 42, затем между шайбами регулятора натяжения 44, после чего еще в один неподвижный направитель 43, в отверстие указанного выше рычага 41 и далее через направитель 45, установленный на иглодержателе, и в ушко иглы 3 слева направо,
Величина подачи нитки регулируется перемещением нитена-правителя 43. Если его повернуть по часовой стрелке, то длина подаваемой нитки уменьшится. Натяжение нитки регулируется регулятором натяжения 44 в обычном порядке.
Установка механизмов. Носик петлителя должен подходить к игле в середине выемки над ушком, что сответст-вует 2,0—2,5 мм подъема иглы из крайнего нижнего положения. Зазор между иглой и носиком петлителя поперек линии строчки должен быть 0,1 мм.
Рейка устанавливается так, чтобы при движении она не касалась игольной пластины, движение рейки должно происходить при положении иглы вне материала.
Особо следует обратить внимание на затяжку стежка при резком изменении его длины: при переходе на большой шаг строчки с малого может быть излишнее натяжение нитки, что приводит к сборению материала или обрыву нитки; наоборот, при переходе на малый шаг строчки с большого может быть неутяжка стежков. Необходимо при этом отрегулировать величину подачи нитки смещением регулируемого нитеиаправителя и величину натяжения нитки регулировкой пружины регулятора натяжения.