Общая характеристика. Швейная машина 66 кл. ПМЗ предназначена для сшивания внахлест концов мокрых и сухих хлопчатобумажных тканей однониточным цепным стежком (тип 101) в отбельных, красильных и отделочных цехах текстильных фабрик.
Машина праворукавная, с небольшим вылетом рукава (175 мм), выпускается на базе бытовой швейной прямострочной машины 2М кл. ПМЗ с некоторыми конструктивными изменениями. В частности, колеблющийся челнок заменен на петлитель. В связи с этим и установка иглы в иглодержателе по ориентации короткого и длинного желобка обратная установке иглы в машине 2М кл.
Петлеобразование осуществляется одной иглой с заправленной в нее ниткой, движущейся возвратно-поступательно в вертикальной плоскости и одним петлителем без нитки, совершающим колебательные движения вдоль линии строчки. Подача материала осуществляется зубчатой рейкой в направлении от оператора.
Головка машины состоит из рукава и платформы, соединенных между собой болтами и контрольными штифтами. В рукаве машины смонтированы механизм иглы и нажимной лапки, а в платформе — механизм петлителя и продвижения материала. В машине отсутствует нитепритягиватель в отличие от машины 2М кл. Смазка машины индивидуальная.
Головка машины установлена на подвижном промышленном столе, имеющем в основании тележку на четырех колесах, что дает возможность легко перевозить машину по цехам текстильных фабрик. Машина не требует для работы электроэнергии, так как привод машины ножной от педали через круглый ремень. Вращение маховика — против часовой стрелки, если смотреть со стороны шкива.
Катушечная стойка установлена в правой задней части крышки стола.
В машине регулируются: натяжение нитки, давление лапки па материал, длина стежка.
Меха н и з м игл ы (рис. 3.11, а). Механизм иглы машины — -кривошипно-ползунный. Главный вал 25 смонтирован в двух втулках 24 и 26. На правом конце главного вала крепится маховик 28, причем с торца он закреплен винтом 27 в осевом направлении и от проворота относительно вала в радиальном направлении двумя стопорными винтами 29. Следует отметить, что маховик 28 падет на вал 25 обратной стороной по сравнению с машиной 2М кл., т. е. канавка под ремень находится справа, с внешней стороны машины. Это сделано для удобства смены ремня.
На левом конце главного вала 25 винтом 45, входящим коническим хвостовиком в засверловку вала, крепится кривошип 23, в торец которого ввинчен шарнирный винт 20 с гайкой 22, передающий движение через шатун 44 и поводок 16 игловодителю 10. При этом вращательное движение кривошипа 23 преобразуется в возвратно-поступательное движение игловодителя 10. Верхняя головка шатуна 44 выполнена разрезной, стягиваемой винтом 21, что дает возможность в небольших пределах регулировать величину радиального зазора между шарнирным винтом 20 и верхней головкой шатуна 44. Поводок 16, палец которого входит в отверстие нижней головки шатуна 44, крепится на игловодителе 10 винтом 43.
Игловодитель 10 совершает возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости в двух втулках 8 и 19, закрепленных во фронтовой части головки машины.
На нижнем конце игловодителя 10 винтом 42 крепится иглодержатель 41, несущий иглу 40, закрепленную тем же винтом 42. Игла 40 вставляется снизу в торцовый паз иглодержателя 41 до упора, длинным желобком вправо, в сторону основания рукава, а коротким влево, в сторону петлителя.
Механизм иглы имеет ряд регулировок. Положение иглы 40 по высоте относительно носика петлителя устанавливается перемещением игловодителя 10 вдоль вертикальной оси после ослабления винта 43. Регулировка осуществляется отверткой, вставляемой справа в отверстие фронтовой части головки машины при крайнем нижнем положении иглы. Одновременно поворотом игловодителя 10 вокруг своей оси устанавливается положение торцового паза для иглы, определяющего направление горизонтальной оси ушка иглы и желобков.
Для нормального петлеобразования без пропусков стежков игла 40 должна быть установлена в вертикальной плоскости по отношению к носику петлителя так, чтобы при движении вверх из крайнего нижнего положения ее ушко находилось ниже носика петлителя на 4,0—4,5 мм в момент, когда носик петлителя пересекает осевую линию иглы при движении петлителя на оператора (рис. 3.11, б).
Механизм петлителя. Механизм петлителя преобразует вращательное движение главного вала 25 (рис. 3.11, а) в качательное движение петлителя 1 вдоль линии строчки.
Движение к петлителю 1 передается от колена главного вала 25 через шатун 32, имеющий верхнюю разрезную головку с крышкой 31 и двумя винтами 30, шарнирный винт 33 с контргайкой 34, кривошип 35 с двумя стопорными винтами 36 и вал петлителя 38, смонтированный в двух втулках 39 и 37, крепящихся в бобышках платформы машины. Петлитель 1 надевается своим центральным отверстием на осевой выступ вала 38 и крепится в торец вала двумя винтами 2.
Регулировка петлителя 1 и установка его носика по отношению к игле 40 поперек оси вала 38 (вдоль линии строчки) производится поворотом его вместе с валом после ослабления винтов 36.
Время подхода петлителя к игле по фазе регулируют поворотом за шкив 28 верхнего вала 25 с шатуном 32 и кривошипом 35 по отношению к валу 38 после ослабления стопорных винтов 36 кривошипа 35. При этом вал 38 удерживают от пропорота за петлитель .
Установка петлителя 1 вдоль оси вала 38 (поперек линии строчки) производится передвижением его вместе с валом после небольшого перемещения передней втулки 39. При относительно больших перемещениях необходимо подрегулировать положение шатуна 32 и кривошипа 35 вдоль оси вала 38, ослабив стопорные винты 36. Левый торец кривошипа 35 должен касаться правого торца задней втулки 37.
Взаимная установка иглы и петлителя показана на рис. 3.11,6. Петлитель должен быть установлен так, чтобы при крайнем нижнем положении иглы носик петлителя отстоял от оси иглы па 3,0—3,5 мм и находился в крайнем заднем положении за иглой. В момент пересечения носиком петлителя оси иглы, при его движении к игле, на оператора, ее ушко должно находиться ниже носика петлителя на 4,0—4,5 мм. Игла при этом движется вверх, но ее ушко еще не доходит до носика петлителя. Для обеспечения захвата петли носик петлителя должен проходить около иглы, левее ее, с зазором 0,1 мм.
Механизм продвижения материала (рис. 3.12). Зубчатая рейка движется по эллипсообразной траектории, получая движение от кинематической цепи горизонтальных перемещений и цепи вертикальных перемещений рейки.
Горизонтальные перемещения рейка получает от главного вала 8, на котором установлен эксцентрик подачи 10, закрепленный двумя винтами 9. Его рабочая поверхность охватывается верхней разрезной головкой шатуна 13 с крышкой 12 и двумя винтами 11. В нижнюю головку шатуна 13 вставлен шарнирный винт 16 с шайбой 17 и гайкой 18, проходящий через паз кулисы 20, закрепленной клеммовым зажимом с винтом 19 на правом конце вала продвижения 21, который смонтирован в приливах платформы машины с помощью центровых винтов 15 с контргайками 1 и 14.
Левый конец вала продвижения 21 выполнен в виде вилки с двумя проушинами, в торцы которых ввинчены центровые винты 2 с контргайками 3, удерживающие рычаг двигателя материала 27. Двигатель материала — зубчатая рейка 7 крепится в вертикальном пазу рычага двигателя материала 27 винтом 4.
При вращении главного вала § его движение через эксцентрик подачи 10, шатун 13, кулису 20, вал продвижения 21 и рычаг двигателя материала 27 преобразуется в возвратно-поступательные движения рейки 7 вдоль линии строчки в горизонтальной плоскости.
Зубчатая рейка 7 получает вертикальные перемещения с левого конца вала 22 петлителя, который выполнен в виде колена с надетой на него верхней разрезной головкой шатуна 24 с крышкой 5 и двумя винтами 6.
Нижняя головка шатуна 24 соединена шарнирным винтом 26 и контргайкой 23 с передним концом рычага двигателя материала 27, который выполнен в виде бобышки с разрезным отверстием, стягиваемым винтом 25 для возможности регулировки радиального зазора в соединении с шарнирным винтом 26.
При вращении главного вала 8 его движение преобразуется в качательные движения вала 22 петлителя (см. механизм петлителя). Это движение от колена вала 22 через шатун 24 передается переднему концу рычага двигателя 27, и зубчатая рейка 7 получает возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости.
В механизме продвижения материала предусмотрен ряд регулировок. Длина стежка регулируется перестановкой нижней головки шатуна 13 в прорези кулисы 20 после ослабления гайки 18 шарнирного винта 16. При приближении головки шатуна 13 в прорези кулисы 20 к оси вала продвижения 21 длина стежка увеличивается, и наоборот, при удалении головки шатуна от оси вала 21 длина стежка уменьшается. После установки необходимой длины стежка гайка 18 шарнирного винта 16 закрепляется ключом.
Высота подъема зубчатой рейки 7 над игольной пластиной регулируется перемещением рейки по вертикали в пределах овальной прорези в ножке рейки после ослабления винта 4.
Начало подъема рейки 7 регулируется поворотом вала 22 петлителя относительно верхнего вала 8 (см. рис. 3.11,а).
Начало продвижения рейки 7 регулируется поворотом эксцентрика подачи 10 после ослабления винтов 9 и поворотом вала продвижения 21 относительно кулисы 20 после ослабления винта 19 клеммового зажима крепления кулисы на валу.
Нажимная лапка (см. рис. 3.11, а) шарнирного типа, состоит из подошвы 4 и державки 5, соединенных между собой осью 3. Державка лапки 5 крепится винтом 6 к стержню лапки 7, который смонтирован во фронтовой части головки машины за игловодителем, и проходит через втулку 9 и отверстие регулировочного винта 18. На стержне 7 лапки закреплен винтом 14 пружинодержатель 15, хвостовик которого входит в вертикальный паз рукава машины, что предотвращает проворот лапки вокруг оси стержня 7 и дает возможность ручного подъема лапки рычагом 11, смонтированным в том же пазу под хвостовиком пружинодержателя 15 с помощью шарнирного винта 12, вставленного в отверстие рукава машины и закрепленного стопорным винтом 13. Давление лапки на материал создается пружиной 17.
Силу давления лапки на материал регулируют винтом 18. При завинчивании винта давление лапки на материал увеличивается.
Высота подъема лапки над игольной пластиной регулируется перемещением стержня 7 по вертикали после ослабления винта 14 пружинодержателя 15. Одновременно регулируют положение лапки относительно иглы в горизонтальной плоскости поворотом стержня 7 вокруг его оси.
Устройство подачи и натяжения нитки. В машине 66 кл. специального механизма нитеподатчика нет. Роль нитеподатчика выполняет кулачок зажима нитки 14 (рис. 3.13), смонтированный на игловодителе 12 и закрепленный стопорным винтом 13. Кулачок 14 взаимодействует с фигурной пластинчатой пружиной 15, закрепленной изнутри на фронтовой крышке 8 винтом 16. Фигурная пружина 15 через отверстие во фронтовой крышке входит своим выступом в прорезь зажимного кронштейна 2, закрепленного винтом 3 с внешней стороны фронтовой крышки. Зажимной кронштейн 2. имеет сквозное отверстие с вертикальной осью, куда заправляется нитка. Перпендикулярно этому отверстию в кронштейне 2 завинчен винт 4 с контргайкой 5, регулирующий положение нитки относительно выступа фигурной пружины 15 в горизонтальной плоскости.
Машина шьет одной ниткой, которая проводится с бобины в следующей последовательности: в ушко нитенаправительной шайбы регулятора натяжения сверху рукава; между шайбами 10 регулятора натяжения; в ушко 9 нитенаправительной шайбы; в отверстие 7 на фронтовой крышке; через шпильку 6 под пружину 15 зажимного устройства; по желобку 1 фронтовой крышки; в нитенаправи-тельное отверстие 17 иглодержателя; в ушко иглы 18 справа налево в сторону петлителя от основания рукава.
Для регулирования натяжения нитки служит пружинный регулятор, расположенный сверху рукава. Для увеличения натяжения нитки круглую накатную гайку следует завинчивать.
Усилие зажима нитки в зажимном устройстве на фронтовой крышке машины регулируют поворотом винта 4 после ослабления контргайки 5: при завинчивании винта усилие зажима нитки увеличивается.
Время зажима и освобождения нитки в зажимном устройстве регулируют перемещением кулачка зажима нитки 14 вдоль оси игловодителя 12 после ослабления винта 13. Если опустить кулачок 14 вниз по игловодителю 12, то при работе машины нитка зажимается раньше и освобождается позже, т. е. увеличивается время, в течение которого нитка остается зажатой.
При поднятии кулачка 14 вверх по игловодителю 12 нитка зажимается позже и освобождается раньше, т. е. время, в течение которого нитка остается зажатой, уменьшается.
Более тонкая регулировка времени зажима и освобождения нитки возможна также винтом 4 при ослаблении контргайки 5.
Смазкамашииы индивидуальная. Основные трущиеся поверхности смазывают следующим образом: переднюю втулку главного вала — через смазочное отверстие сверху рукава; заднюю втулку главного вала — через смазочное отверстие на рукаве у маховика; переднюю втулку вала петлителя — через смазочное отверстие сбоку в бобышке платформы машины (при откинутой па петлях машине); заднюю втулку вала петлителя — через смазочное отверстие сбоку в бобышке платформы машины (аналогично передней втулке вала петлителя); стержень игловодителя, заливая масло в войлочные подушки — сальники нижней и верхней втулок, причем в сальник нижней втулки масло заливают при снятой фронтовой крышке; шарнирные соединения шатуна игловодителя — через смазочные отверстия в верхней и нижней головках шатуна; нижнюю втулку стержня нажимной лапки — по стержню нажимной лапки при снятой фронтовой крышке; колено главного вала и верхнюю головку шатуна привода вала петлителя — через смазочное отверстие сверху в рукаве машины (в смазочное отверстие шатуна вставлена войлочная подушка); эксцентрик продвижения и верхнюю головку шатуна привода вала продвижения — через смазочное отверстие сверху в рукаве машины; сопрягаемые трущиеся детали механизма продвижения материала — непосредственно в местах трения при откинутой на петлях головке машины.