При оформлении тканей можно подчеркнуть выразительность рисунка, отметить в нем главное цветом. На синем фоне ярче, объемнее выглядит орнамент, выполненный теплыми цветами,— желтым, оранжевым, красным. Тот же орнамент, выполненный в голубых, сине-фиолетовых тонах, на том же синем фоне кажется невыразительным, так как на синем фоне холодные цвета не выделяются. Помещенные на одной плоскости цвета кажутся то более близкими, то более удаленными. Теплые цвета выступают вперед, холодные кажутся более удаленными. Так же различаются цвета темные и светлые. Более светлые цвета кажутся ближе расположенными по сравнению с более темными, находящимися с ними в одной плоскости. Цвета насыщенные кажутся выступающими по сравнению с малонасыщенными, то же самое можно сказать о светлых и темных цветах. Темные цвета всегда кажутся более удаленными.
В зависимости от структуры ткани и физических свойств волокон цвет воспринимается по-разному. В блестящих тканях атласного переплетения (атлас, сатин) цвет проявляется с большим эффектом. Шелковые ткани кажутся ярче, чище и более блестящими, чем ситец и сукно, выкрашенные в те же цвета. Крепы, саржи, фланели, сукно поглощают больше световых лучей и меньше их отражают, поэтому и кажутся нам матовыми.
Самыми матовыми нам кажутся ворсовые ткани — бархат и вельвет. Если сравнить окрашенные в один цвет ткани различных переплетений — бархата, сукна, сатина, то самым глубоким будет казаться цвет бархата. Цвет шелкового шифона всегда кажется более легким, прозрачным по сравнению с тем же цветом ситца.
Цвет кажется легким, если краска наносится тонким прозрачным слоем, грубые мазки вызывают впечатление тяжести цвета.
Теплые цвета кажутся более плотными по сравнению с холодными, для которых характерна воздушность. Ткани, окрашенные в темные цвета (темно-коричневый, черный), кажутся более тяжелыми по сравнению с теми же тканями, окрашенными в светлые (голубой, розовый, бежевый) цвета.
Два совершенно одинаковых орнамента — светлый на темном фоне и темный на светлом фоне — кажутся разными по величине. Светлый кажется более крупным. Это явление называется иррадиацией и объясняется свето-рассеиванием, захватывающим часть темного поля. Поэтому светлые фигуры на темном фоне всегда выглядят больше таких же темных фигур па светлом фоне. Впечатление большей площади создают «выступающие» цвета.
Зрительное впечатление от цвета и его сочетаний зависит не только от цвета, но и от характера освещения. Одни и те же цветовые сочетания производят различное впечатление, если рассматривать их при дневном или электрическом освещении или свете люминесцентных ламп. Это явление объясняется различной интенсивностью освещения, а также различным спектральным составом излучаемого источником света.
Цветовые измерения
При возникновении необходимости колористической оценки окрашенных тканей и получения их цветовых характеристик возможно применение визуального (органолептического) сравнения цвета испытуемого образца с цветом образца, принятого за эталон. Сравнение следует проводить при определенном освещении, обычно пользуются лампами дневного света, устанавливаемыми в помещении, в котором нет посторонних излучений.
Разумеется, такое сравнение не может охарактеризовать цвет количественно и не дает возможности воспроизвести цвета по заданным характеристикам. Поэтому возникает необходимость в объективных методах цветовых измерений, основанных на оптическом синтезе цветов.
Для этой цели могут быть использованы фотометрические приборы, с помощью которых одну половину поля зрения можно осветить излучением испытуемого цвета, а другую — смесью трех взаимно независимых световых потоков — красного, зеленого и синего, выбранных в качестве основных и взятых в определенных соотношениях. К таким приборам относятся объективные колориметры (спектрофотометры); для измерения малых цветовых различий (разнооттеночности) применяют компараторы цвета.