Механизм петлителя (см. рис. 3.14) кривошипно-коро-мысловый с петлителем 95, совершающим качательные движения вдоль линий строчки. Движение к петлителю 95 передается от колена главного вала 29 через шатун 59, имеющий верхнюю разрезную головку с крышкой 33 и двумя винтами 34, коническую шарнирную шпильку 61, кривошип 68 и вал 83 петлителя, смонтированный в платформе машины в двух втулках 84 и 69.
Кривошип 68, соединяющий шпильку 61 с валом 83, имеет два разрезных отверстия с клеммовыми зажимами, стягиваемыми двумя парами винтов 60 и 54.
На левом конце вала 83 закреплена державка 85 с клеммовым зажимом, стягиваемым болтом 90, к которой двумя винтами 93 крепится петлитель 95, центрируемый своим отверстием на пальце державки 85.
Регулировка и установка носика петлителя 95 по отношению к игле 2 в вертикальной плоскости вдоль линии строчки производится поворотом его с державкой 85 иа валу 83 после ослабления болта 90, либо совместно с валом 83 после ослабления двух винтов 54 в месте крепления кривошипа 68 па валу 83.
Время подхода петлителя 95 к игле 2 по фазе регулируют поворотом верхнего вала 29 с шатуном 59 и кривошипом 68 по отношению к валу 83 петлителя за маховик 39 после ослабления двух винтов 54. При этом вал 83 удерживают от проворота за державку 85 с петлителем 95.
Регулировка и установка петлителя 95 вдоль оси вала 83 (поперек линии строчки) производится в небольших пределах перемещением державки 85 вдоль оси вала 83 после ослабления болта 90. При необходимости большей регулировки петлителя 95 его перемещают совместно с валом 83 после ослабления двух винтов 54. При этом возможно небольшое перемещение передней втулки 84 вдоль ее оси.
Петлитель должен быть установлен так (см. рис. 3.15,а), чтобы при крайнем нижнем положении иглы носик петлителя отстоял от оси иглы на 5 мм и находился в крайнем заднем положении за иглой. В момент пересечения носиком петлителя оси иглы, при его движении к игле на оператора, ушко углы должно находиться на 4,0—4,5 мм ниже носика петлителя.
Для обеспечения захвата петли носик петлителя должен проходить около иглы, левее ее с зазором в 0,1 мм.
Механизм продвижения материала. Продвижение материала происходит в результате взаимодействия зубчатой рейки, движущейся по эллипсообразной траектории, и нажимной лапки.
Зубчатая рейка Р (рис. 3.15,6) получает движение от двух кинематических цепей: цепи продвижения А В СО и цепи подъема ЕРКЬ. Регулировка длины стежка осуществляется кинематической цепью МЫ08.
Горизонтальные перемещения рейка получает от эксцентрика 31 (см. рис. 3.14), закрепленного на главном валу 29 двумя винтами 32. Рабочую поверхность эксцентрика 31 охватывает вилка 53, нижний конец которой коническим шарнирным винтом 67 с контргайкой 66 соединен с кривошипом 65, закрепленным клеммовым зажимом с винтами 64 на валу продвижения 72, смонтированным в центровых винтах 63 с гайками 62 в передней
части снизу платформы машины. На левом конце вала продвижения 72 клеммовым зажимом с винтами 89 закреплен кривошип 88, на верхнем конце которого, выполненном в виде вилки, смонтирован в центровых винтах 86 с гайками 87 рычаг 96 двигателя материала с зубчатой рейкой 98, закрепленной в вертикальном пазу рычага 96 винтом 97. Необходимо отметить, что вилка 53, передающая движение с главного вала 29 на вал продвижения 72 имеет переменную точку качания М (см. рис. 3.15, б), положение которой определяет величину стежка. Устройство для регулировки длины стежка выполнено следующим образом (см. рис. 3.14). В тело вилки 53 ввернут шарнирный винт 41 с контргайкой 40, иа коническую часть которого надета верхняя головка соединительного звена 42. Нижняя головка звена 42 соединена шарнирным винтом 43 и контргайкой 44 с регулятором строчки 45, один конец которого смонтирован шарнирным винтом 46 на выступе рукава машины, а к другому — через планку 49 и винт 47 крепится стержень 50 с контргайкой 48, оканчивающийся рукояткой 58. Стержень 50 с рукояткой 58 выходит наружу на переднюю часть машины через вертикальную прорезь в рукаве и паз угольника 55, закрепленного двумя винтами 52 к рукаву машины. Для фиксации положения стержня 50 служат шпильки 51 с шайбами 56 и гайками 57.
Длина стежка устанавливается поворотом регулятора строчки 45 вокруг оси шарнирного винта 46 через стержень 50 за рукоятку 58 после ослабления гаек 57, фиксирующих шпильки 51. При этом через шарнирный винт 43 и соединительное звено 42 меняется положение оси шарнирного винта 41, являющийся осью качания вилки 53. Для увеличения длины стежка рукоятку 58 необходимо переместить вниз, а для уменьшения— вверх до получения требуемого параметра. Затем гайки 57 следует затянуть ключом, предварительно подведя шпильки 51 сверху и снизу до касания о стержень 50.
Вертикальные перемещения зубчатая рейка 98 получает от шарового эксцентрика 74, закрепленного двумя винтами 70 на валу 83 петлителя. Рабочая поверхность эксцентрика 74 охватывается разрезной головкой шатуна 75 с крышкой 73 и двумя винтами 71, второй конец которого осью 80 со стопорным винтом 79 соединен с кривошипом 78, закрепленным клеммовым зажимом, стягиваемым двумя винтами 81 на валу подъема 82, смонтированном в центровых винтах 77 с гайками 76 в задней части снизу платформы машины. На левом конце вала подъема 82 клеммовым зажимом с винтами 101 закреплен кривошип 102, ролик 99 которого, смонтированный на оси 100, контактирует с рычагом 96 двигателя материала, несущим зубчатую рейку 98. Рычаг 96 постоянно прижат к ролику 99 благодаря пружине растяжения 92, натянутой между двумя шпильками 94 и 91, одна из которых ввернута в среднюю часть рычага 96, а другая— в основание кривошипа 88.
Помимо регулировки длины стежка, в механизме продвижения материала предусмотрен ряд регулировок.
Высота подъема зубчатой рейки 98 над игольной пластиной регулируется перемещением рейки по вертикали в пазу рычага двигателя материала 96 после ослабления винта 97.
Параллельность рабочей поверхности зубчатой рейки 98 относительно верхней плоскости игольной пластины вдоль линии строчки регулируют поворотом кривошипа 102 с роликом 99 относительно вала 82 подъема после ослабления винтов 101 клеммового зажима.
Начало подъема зубчатой рейки 98 регулируют поворотом шарового эксцентрика 74 относительно вала 83 петлителя после ослабления винтов 70.
Начало продвижения зубчатой рейки 98 регулируют поворотом эксцентрика 31 относительно главного вала 29 после ослабления винтов 32.
Положение зубчатой рейки 98 в пазу игольной пластины вдоль линии строчки регулируют ее горизонтальным перемещением вместе с рычагом двигателя материала 96 путем поворота кривошипа 88 относительно вала продвижения 72 после ослабления винтов 89 клеммового зажима.
Нажимная лапка 1 (см. рис. 3.14) нешарнирная, двурогая, крепится винтом 5 на стержне 8, смонтированном во фронтовой части головки машины за игловодителем. На стержне 8 закреплен стопорным винтом 14 пружинодержатель 16, хвостовик которого входит в вертикальный паз рукава машины, предохраняя стержень 8 от проворота вместе с лапкой 1 вокруг его оси. В том же пазу рукава машины под хвостовиком пружинодержателя 16 смонтирован на шарнирном винте 15 рычаг 10 ручного подъема лапки.
Давление лапки 1 на материал создается пружиной сжатия 20, надетой на стержень 8 между пружинодержателем 16 и резьбовым регулировочным винтом 23, который ввинчен сверху во фронтовой части рукава машины и служит для регулировки силы давления лапки на материал. При завинчивании винта 23 давление лапки на материал увеличивается.
Высота подъема лапки над игольной пластиной регулируется перемещением стержня 8 по вертикали относительно пружинодержателя 16 после ослабления стопорного винта 14. Одновременно регулируют положение лапки 1 относительно иглы в горизонтальной плоскости поворотом стержня 8 вокруг его оси.
Устройство подачи и натяжения нитки (рис. 3.15,в). Специального нитеподатчика в машине 266 кл. нет. Роль нитеподатчика выполняет кулачок 13 зажима нитки, закрепленный клеммовым зажимом с винтом 14 на игловодителе 15 и взаимодействующий с фигурной пластинчатой пружиной 16, смонтированной изнутри на фронтовой крыше 12 машины с помощью винта 17. Фигурная пружина 16 через отверстие во фронтовой крышке 12 контактирует с нитенаправителем 18, закрепленным на фронтовой крышке с помощью планки , винта 5 и контргайки 10. Для направления и натяжения нитки сверху на фронтовой части головки машины смонтирован стандартный регулятор натяжения 9 с нитенаправительной шайбой 8 и проволочный нитенаправитель 6, закрепленный винтом 7. Кроме того, в нижней части фронтовой крышки 12 винтом 4 закреплен изнутри проволочный нитенаправитель 3, проходящий в отверстие желобка крышки 12.
Машина шьет одной ниткой, которая проводится с бобины к игле в такой последовательности: в дальнее отверстие нитенаправительной шайбы 8, между шайбами регулятора натяжения 9, в ближнее отверстие нитенаправительной шайбы 8, в ушко проволочного нитенаправителя 6, через зажимное устройство, между нитенаправителем 18 и фигурной пружиной 16 на фронтовой крышке 12, через проволочный нитенаправитель 3 и по желобку фронтовой крышки 12, через проволочный нитенаправитель 2 игловодителя 15, в ушко иглы справа налево со стороны длинного желобка.
Регулирование натяжения нитки производят стандартным регулятором натяжения 9, завинчивая или отвинчивая накатные гайки, в зависимости от того, требуется ли увеличить или уменьшить натяжение нитки.
Начало и окончание зажима нитки в зажимном устройстве на фронтовой крышке регулируется перемещением кулачка 13 вдоль оси игловодителя 15 после ослабления винта 14 клем-мового зажима.
Смазка машины (рис. 3.15,г) комбинированная. Большинство трущихся пар механизмов, расположенных в рукаве машины, смазывают централизованно из резервуара 10, закрепленного в верхней части рукава машины двумя винтами 15 с помощью фитилей 2, 11 и 13, войлочных подушек 1, 12 и 16 и войлочной пробки 14, подающих масло к трем опорам главного вала, а также к трущимся парам эксцентрик подачи — вилка подачи и колено главного вала — шатун привода вала петлителя.
Механизмы, расположенные в платформе машины, а также ряд трущихся пар во фронтовой части рукава смазывают индивидуально, масленкой по точкам. Это передняя и задняя втулки вала петлителя, шаровое шарнирное соединение вала петлителя с кривошипом вала подъема, втулки игловодителя, стержень лапки, шарнирные соединения шатуна привода игловодителя и другие места трения.
При длительных перерывах в эксплуатации машины необходимо отключать централизованную фитильную смазку путем подъема заборной части фитилей 2, 11 и 13 из масляного резервуара 10, что обеспечивается отключающим устройством, со-
стоящим из пластинчатой пружины 5, закрепленной к основанию резервуара 10 двумя винтами 3 с гайками 4 и стержня. 8, вставленного во втулку 9, ввинченную в отверстие верхней крышки 6 машины. Стержень 8 имеет две проточки для фиксации его в нижнем и верхнем положении, а в прорезь втулки 9 вставлена проволочная пружинная защелка 7. Нижний конец стержня 8 упирается в пластинчатую пружину 5, в отверстия которой проходят питающие фитили. Верхний конец стержня 8, выходящий на поверхность верхней крышки 6 оканчивается рифленой головкой, при нажатии на которую стержень 8 опускается и фиксируется в нижнем положении пружинной защелкой 7, утапливая пластинчатую пружину 6 с фитилями 2 я 11 в масляной ванне резервуара 10.
При необходимости отключения фитилей стержень 8 необходимо вытянуть за его головку до фиксации его в верхнем положении. При этом пластинчатая пружина 5 с фитилями поднимается над уровнем масла в резервуаре 10, отключая фитили 2 и 11. Фитиль 13, так же как и войлочные подушки 1, 12 и 16 и войлочная пробка 14, питаются маслом за счет касания их с фитилями 2 и 11.
Общая характеристика. Швейная машина 235 кл. ПМЗ (рис. 3.16) предназначена для сшивания однониточными цепными стежками (тип 101) кусков мокрых тканей в отделочных цехах ткацкого производства.
Машина 2 праворукавная, с небольшим вылетом рукава (150 мм). Эта машина является усовершенствованной конструкцией ранее выпускаемой заводом машины 35 кл., по сравнению с которой она имеет закрытый корпус современной формы, улучшенную систему смазки основных рабочих органов, электромеханический привод к швейной головке, а также ряд конструктивных изменений в механизмах машины (например, храповой механизм привода позывного колеса заменен обгонной муфтой). В результате частота вращения главного вала увеличилась с 500 до 1000 обмин.
Машина 235 кл. шьет вертикально движущейся прямой иглой. В процессе образования стежка участвует петлитель, совершающий сложные движения, состоящие из колебательного вдоль строчки и возвратно-поступательного поперек строчки. Материал подается прерывисто движущимся колесом 4 (позывным колесом), снабженным по окружности радиально направленными иглами, на которые накалывается при работе материал. Позывное колесо вращается от эксцентрика с шатуном и обгонной.
Головка машины состоит из рукава и платформы, выполненных в виде единого корпуса. В рукаве смонтированы механизм
иглы и узел лапки. Лапку поднимают вручную рычагом, выведенным на фронтовую часть рукава. В платформе машины смонтированы механизм петлителя и механизм продвижения материала.
Головка машины установлена на специальной чугунной колонке 5, основание которой смонтировано на трех колесах, вращающихся на осях в шарикоподшипниках. Переднее колесо имеет вертикальную ось, относительно которой оно может поворачиваться. Одно из задних колес имеет тормозное устройство. Для жесткости соединения основания и колонки имеется регулируемое стяжное устройство. Для удобства передвижения машины к передней части колонки крепится рукоятка. В верхней части колонки крепится катушечная стойка и штанга с ните-направителем.
Позывное колесо снизу и с боков закрыто кожухом , а сверху — специальной накладной платформой 3.
Привод машины бесфрикционный от электродвигателя, установленного на основании машины. Передача движения от электродвигателя к приводному маховику осуществляется двумя круглыми ремнями через два промежуточных шкива, которые смонтированы на оси, закрепленной в колонке машины. Электродвигатель включается в работу с помощью штепсельного разъема, соединяемого с электрической сетью, и пусковой педали.
Маховик машины является одновременно и приводным зубчатым колесом (шестерней) с внутренним зацеплением, передающим вращение валу рукава (верхнему валу) и валу эксцентриков (нижнему валу), правые концы которых оканчиваются одинаковыми шестернями.
Машина может работать не только от электродвигателя, но и как ручная. В этом случае на маховик устанавливается, приводная рукоятка. Вращение приводного маховика только по часовой стрелке, если смотреть с правой стороны машины, т. е. со стороны маховика. При использовании ручного привода рукоятку следует вращать только от себя. Смазка машины индивидуальная.
В машине регулируется: натяжение нитки, длина стежка, а также положение иглы и крючка-петлителя.
Механизм иглы кривошипно-кулисный. Ход иглы равен 29,6 мм (рис. 3.17). Привод механизма осуществляется от маховика-шестерни 35, выполненной в виде корпуса с внутренним зубчатым венцом и наружной канавкой под ремень, и ступицы 34, соединенных между собой винтами 41 и штифтами 40.
Маховик-шестерня смонтирован на оси 28, левый конец которой ввинчен в корпус машины и законтрен гайкой 29, а в правый конец через шайбу 38 ввинчена колпачковая масленка 39 с завинчивающейся крышкой, служащая для смазки трущейся пары ось — ступица маховика через сверления в оси, а также удерживающая маховик от осевых перемещений.
Верхний вал 25 смонтирован в двух опорных втулках 22 и 30. Вращение вала — по часовой стрелке, если смотреть справа. На правом его конце, на шпонке 31, надета шестерня 32, закрепленная на лыске вала стопорным винтом 33, которая входит в зацепление с внутренним венцом маховика-шестерни. В торец
верхнего вала ввинчен винт 37 через шайбу 36. На левом конце вала 25 двумя винтами 21 закреплен кривошип 20 с пальцем 19, входящим в отверстие кулисы 15, которая закреплена на игловодителе 12 винтом 14.
Игловодитель 12 совершает возвратно-поступательные движения в вертикальной плоскости в двух втулках 16 и 13. Нижний конец игловодителя выполнен разрезным вдоль оси и имеет коническую резьбу с навинчивающейся на нее гайкой 18,
которая стягивает нижнюю часть игловодителя, создавая жесткое крепление иглы 17, вставленной снизу в торцовое отверстие игловодителя 12 до упора.
Игла должна быть установлена так, чтобы ее длинный желобок был обращен наружу, слева от работающего, а короткий— к основанию рукава машины. Гайка 18 закрепляется специальным ключом, прикладываемым к машине (8ХЮ ГОСТ 2839—71). На верхнем конце игловодителя 12 имеется заполированное отверстие 11, куда заправляется нитка. Это отверстие является нитеподатчиком игольной нитки. Ось его располагается параллельно верхнему валу 25, т. е. поперек линии строчки.