Виды печати и рисунки для тканей. Колорирование тканей

Если рисунок наносят непосредственно на белую или азотолированную ткань, этот вид печати носит название прямой.

Воспроизведение цветного узора по окрашенной ткани с разрушением окраски в местах нанесения узора называется вытравной печатью.

Существует также резервная печать, когда в печатный состав вводят вещества, предупреждающие (резервирующие) образование окраски в местах печатания при последующем (после печатания) крашении.

Различают рисунки белоземельные, когда площадь ткани, занятая расцветкой, очень незначительна (до 40 %), и грунтовые, покрывающие краской большую часть поверхности ткани (более 60 %). К полугрунтовым относятся рисунки, занимающие промежуточное положение между двумя первыми.

Рисунки для ткани характеризуются повторением в определенной последовательности одних и тех же форм. Это объясняется тем, что они воспроизводятся на ткани с помощью печатных валов, имеющих строго определенные размеры. Все детали рисунка, один или несколько раз повторяясь, должны размещаться на площади, равной развернутой поверхности вала.

Повторяющаяся часть рисунка называется раппортом.

Рисунки, напечатанные по ткани одного и того же артикла, в зависимости от целевого назначения ткани объединяются в группы, называемые сериями. Каждый рисунок в свою очередь разрабатывается в нескольких расцветках, или видах. На фабриках все имеющиеся рисунки заносят в серийные альбомы. В них же вклеиваются образцы всех видов, разработанные колористом при печатании данного рисунка.

Созданием печатного рисунка на фабриках занимаются художники текстильного рисунка. Каждая художественная мастерская имеет годовой план создания рисунков с разбивкой по кварталам и распределением заданий по отдельным художникам. Основным материалом при работе художника над рисунком является живая природа. Изучая растительные формы, художник стилизует и упрощает их в соответствии с технологией печатания. Фантазию художника обогащает изучение росписей на гончарных изделиях и другие виды народного творчества.

Работа художника над созданием рисунка начинается с эскиза, в котором автором выражается основная мысль, или идея, рисунка. Эта мысль затем дорабатывается в так называемом /сроке. При выполнении крока художник более тщательно прорисовывает отдельные детали орнамента, выправляя их формы и уточняя композицию рисунка в целом. Здесь уже намечаются раппорт рисунка и его строение.

Законченные кроки обсуждаются на художественном совете. Из одобренных кроков готовят текстильные рисунки. При изготовлении рисунка художник должен учитывать размеры валов, на которых рисунок будет выгравирован, так как раппорт должен уложиться целое число раз по окружности вала.

Существует два вида раппорта: прямой и в уступ (1/2, 1/3, 1/4 и т.д.). В соответствии с размерами вала и строением раппорта художник рассчитывает и вычерчивает раппортную сетку, на которой размещает уже несколько раппортовых фигур. Это — план рисунка; он необходим для уравновешенного размещения элементов рисунка и предупреждения полосатости и пустующих мест. При этом очень важна подгонка отдельных форм рисунка по высоте и ширине раппорта. После увязки и проверки плана рисунок тщательно перерисовывается на плотной бумаге и передается в граверный цех.

Колорирование тканей

Текстильный рисунок, выполненный художником на бумаге в определенной  расцветке, — первый этап в создании  набивной ном прессе выдавлипают гравюру на другом мягком (отпущенном) стальном валике—молете, по размеру точно соответствующему матрице. Туго прижатые один к другому молст и матрица вращаются в молетирном прессе, благодаря чему на мягком молете появляется выпуклое изображение гравюры, имевшейся на матрице. Для получения хорошего рельефа после прессовки выпуклые места молета покрывают кислотоупорной мастикой и травят молет азотной кислотой, углубляя незащищенные участки. Травление и прессовку повторяют несколько раз. Затем молет закаливают и переводят с него гравюру на печатный вал, пользуясь накатной машиной.

Одним из преимуществ молетирного способа гравирования является возможность возобновления гравюры вала с помощью одного и того же молета.






Опубликовано в: Печатание тканей