Гармоническое сочетание цветов. Теория гармонии цветов

Смешивая попарно восемь основных цветов круга, можно получить все промежуточные оттенки, однако для практической работы колористу достаточно иметь 24 топа (по три оттенка каждого основного цвета). В зависимости от степени удаленности в цветовом круге одного от другого отдельные оттенки цветов при сочетании образуют так называемые хроматические интервалы, которыми пользуются при построении композиции текстильного рисунка и гармонизации цветов. Цвета, находящиеся в пределах ‘/в круга, образуют малые хроматические интервалы, средние интервалы получаются при сочетании цветов в пределах ‘Д круга и, наконец, большие хроматические интервалы образуют цвета и оттенки, находящиеся в пределах 1/2 круга. Наилучшие цветовые сочетания, вызывающие впечатление общей согласованности или созвучия, называются гармоническими. К наиболее гармоническим сочетаниям относятся цветовые сочетания, основанные на больших хроматических интервалах. Это контрастные цвета, близкие к дополнительным: красный — голубой или зеленый, синий — оранжевый. Сочетания, построенные на средних и малых интервалах, считают малогармоническими. Сочетания, в которые входят один холодный и два теплых цвета в большинстве своем воспринимаются как гармоничные. Сочетания в одном цветовом тоне разной светлоты называются однотонными гармониями (чисто-зеленый, светло-зеленый и темно-зеленый и др.). Часто встречаются сочетания из одних серых, белых и черных цветов. Они производят впечатление гармонии, когда соблюдены равпоступенные переходы от одного к другому (светло-серый, средне-серый и темно-серый или белый, черный и средне-серый). Вольшое распространение имеет также сочетание серых цветов с хроматическими цветами.

Теория гармонии цветов

Гармония колорита. Эта гармония соблюдается при определенном соотношении цветов, изменяющихся на текстильном рисунке по какому-либо закону. Различают гармонию контраста н гармонию сходства.

Гармония контраста достигается резким ступенчатым изменением цветового тона насыщенности или светлоты при постоянстве двух других характеристик. Для получения гармонии контраста цветового тона используются контрастные цвета с одинаковой насыщенностью и светлотой. Такое сочетание увеличивает насыщенность и создает резкие контуры рисунка. На контрастных сочетаниях непроизвольно сосредоточивается внимание наблюдателя, и такие сочетания выделяются среди других. Гармония контраста по насыщенности создается ступенчатым изменением насыщенности при постоянных цветовом тоне и светлоте. Практически такой эффект получается при разбавлении печатной краски загусткой или при изменении глубины гравюры печатного вала. Гармония контраста по светлоте получается при резких ступенчатых изменениях светлоты с постоянным цветовым топом и насыщенностью. На практике такой эффект получают добавлением к печатной краске красителя черного цвета. Этот вид гармонии часто используется для желтых и оранжевых цветов. Используя гармонию контраста, удается скрыть фактуру грубошерстного пестротканого материала.

Гармония сходства основана на плавных переходах, дающих возможность получить небросающисся в глаза цвета изделий, имеющих хорошую фактуру. Этот вид гармонии применяется часто для получения малых по размеру рисунков. Различают гармонии сходства по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

Гармония сходства по цветовому тону получается при плавном изменении цветового тона и постоянной насыщенности и светлоте. Для получения такой гармонии используют цвета, расположенные рядом в цветовом круге. Постепенный переход от одного цветового тона к другому не раздражает, а успокаивает.

Гармония сходства по насыщенности получается при плавном ступенчатом изменении насыщенности и одних и тех же светлоте и цветовом тоне. Такая гармония особенно часто используется для синих цветов.

Гармония сходства по светлоте получается малоступенчатым переходом светлоты при постоянных цветовом тоне и насыщенности. Этот вид гармонии наиболее часто используется для ахроматических цветов в виде так называемой гармонии серых цветов.






Опубликовано в: Цветоведение тканей