Смешивая попарно восемь основных цветов круга, можно получить все промежуточные оттенки, однако для практической работы колористу достаточно иметь 24 топа (по три оттенка каждого основного цвета). В зависимости от степени удаленности в цветовом круге одного от другого отдельные оттенки цветов при сочетании образуют так называемые хроматические интервалы, которыми пользуются при построении композиции текстильного рисунка и гармонизации цветов. Цвета, находящиеся в пределах ‘/в круга, образуют малые хроматические интервалы, средние интервалы получаются при сочетании цветов в пределах ‘Д круга и, наконец, большие хроматические интервалы образуют цвета и оттенки, находящиеся в пределах 1/2 круга. Наилучшие цветовые сочетания, вызывающие впечатление общей согласованности или созвучия, называются гармоническими. К наиболее гармоническим сочетаниям относятся цветовые сочетания, основанные на больших хроматических интервалах. Это контрастные цвета, близкие к дополнительным: красный — голубой или зеленый, синий — оранжевый. Сочетания, построенные на средних и малых интервалах, считают малогармоническими. Сочетания, в которые входят один холодный и два теплых цвета в большинстве своем воспринимаются как гармоничные. Сочетания в одном цветовом тоне разной светлоты называются однотонными гармониями (чисто-зеленый, светло-зеленый и темно-зеленый и др.). Часто встречаются сочетания из одних серых, белых и черных цветов. Они производят впечатление гармонии, когда соблюдены равпоступенные переходы от одного к другому (светло-серый, средне-серый и темно-серый или белый, черный и средне-серый). Вольшое распространение имеет также сочетание серых цветов с хроматическими цветами.
Теория гармонии цветов
Гармония колорита. Эта гармония соблюдается при определенном соотношении цветов, изменяющихся на текстильном рисунке по какому-либо закону. Различают гармонию контраста н гармонию сходства.
Гармония контраста достигается резким ступенчатым изменением цветового тона насыщенности или светлоты при постоянстве двух других характеристик. Для получения гармонии контраста цветового тона используются контрастные цвета с одинаковой насыщенностью и светлотой. Такое сочетание увеличивает насыщенность и создает резкие контуры рисунка. На контрастных сочетаниях непроизвольно сосредоточивается внимание наблюдателя, и такие сочетания выделяются среди других. Гармония контраста по насыщенности создается ступенчатым изменением насыщенности при постоянных цветовом тоне и светлоте. Практически такой эффект получается при разбавлении печатной краски загусткой или при изменении глубины гравюры печатного вала. Гармония контраста по светлоте получается при резких ступенчатых изменениях светлоты с постоянным цветовым топом и насыщенностью. На практике такой эффект получают добавлением к печатной краске красителя черного цвета. Этот вид гармонии часто используется для желтых и оранжевых цветов. Используя гармонию контраста, удается скрыть фактуру грубошерстного пестротканого материала.
Гармония сходства основана на плавных переходах, дающих возможность получить небросающисся в глаза цвета изделий, имеющих хорошую фактуру. Этот вид гармонии применяется часто для получения малых по размеру рисунков. Различают гармонии сходства по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
Гармония сходства по цветовому тону получается при плавном изменении цветового тона и постоянной насыщенности и светлоте. Для получения такой гармонии используют цвета, расположенные рядом в цветовом круге. Постепенный переход от одного цветового тона к другому не раздражает, а успокаивает.
Гармония сходства по насыщенности получается при плавном ступенчатом изменении насыщенности и одних и тех же светлоте и цветовом тоне. Такая гармония особенно часто используется для синих цветов.
Гармония сходства по светлоте получается малоступенчатым переходом светлоты при постоянных цветовом тоне и насыщенности. Этот вид гармонии наиболее часто используется для ахроматических цветов в виде так называемой гармонии серых цветов.