Раз уж мы подчеркнули значение обучения для поведения и переживаний человека и тем самым для формирования личности, то надо указать и на то, что в психологии уже давно ведутся дискуссии о том, что имеет определяющее значение для формирования личности: врожденные задатки или же влияние окружающей среды. В рамках нашей работы мы абстрагируемся от обсуждения аргументов той или иной стороны. Подчеркнем лишь следующий факт: влияние окружающей среды и обучение в значительной степени формируют личность.
Особенно наглядно это проявляется в отношениях между родителями и детьми. Каждый из нас несет в себе наследственные факторы своих родителей, а с другой стороны, родители создают среду, в которой дети растут и формируются как личности.
Влияние окружающей среды проявляется и в том, что каждому из нас отведено в жизни много всяких ролей. Здесь мы имеем дело с социально-психологическим подходом к личности. Каждый старается тем или иным способом так проявить свою личность, чтобы сделать ее приемлемой для людей, с которыми он вступает в контакт. Влияние на личность, ее поведение и переживания сказываются, таким образом, и с этой стороны.
Итак, влияние окружающей среды на нашу личность неизмеримо велико, к тому же мы и сами не должны допускать, чтобы наша личность вступала в конфликт с окружающим миром. Это значит, что нам нужно уметь играть в жизни самые различные роли, что, конечно, не исключает возможности конфликтов между ними. И еще: роли нужно учить.
Метки: Развитие личности