Даже ярко выраженные духовные способности, как правило» мало что дают, когда нет идеи. «Конечно, вам вдруг может прийти в голову фантастическая идея, нередко в буквальном смысле этого слова, но такие идеи оказываются, к сожалению, на практике несостоятельными. Бывает, конечно, что они могут найти применение. В большинстве же случаев — это лишь первый толчок к размышлениям, ведущим уже к самой идее. Запавшая вам идея требует подтверждения фактами, так или иначе имеющими отношение к ней или к поставленной цели. Соответствующий анализ этих фактов, их сравнение с другими идеями и фактами позволят вам развить эту идею и облечь ее в конкретные формы».
Но идеи приходят не так часто, как нам хотелось бы, и в большинстве случаев так оно и есть. Тогда не остается ничего иного, как систематически искать их.
«Идеи связаны в первую очередь со знанием дела. Не секрет, что большинство изобретений делается в промышленности, а не кустарями-одиночками. И еще, предваряя мысль, нужно сказать следующее: когда речь идет об идеях, то не обязательно полагаться на собственный творческий потенциал. Напротив, нужно использовать любую возможность, откуда бы она ни исходила, которая способствовала бы поискам новых идей».
Таким образом, нужно выходить за рамки собственных представлений, уметь ориентироваться в решаемой проблеме, обращаться к дополнительной специальной литературе, спрашивать других специалистов, если они не являются вашими конкурентами. Обратите внимание на ваших поставщиков и клиентов, умейте извлекать уроки из рекламаций, следите за конъюнктурой, выставками и ярмарками, демонстрационными мероприятиями и даже оформлением витрин, что тоже может натолкнуть вас на какую-то идею. Не следует обходить вниманием и выставки рационализаторов. Очень полезно знакомиться с описаниями патентов, слушать рефераты или соответствующие программы радио и телевидения, особенно когда затрагивается ваша тематика.
Кроме того, публикуются материалы, дающие богатую пищу вашему воображению. То, что вы можете почерпнуть там массу идей, можно проиллюстрировать на нескольких простых примерах.
«Учителю музыки бывает трудно угодить родителям учеников, которым он дает уроки. Родители платят, а что они получают взамен? Естественно, они хотят видеть прогресс, хотят убедиться, чему научились их дети, послушать, как они играют. Для решения этой проблемы можно было бы сделать записи их игры в студии звукозаписи и предложить их вниманию родителей.
Вино всегда считалось неиссякаемым источником идей. А кто из торговцев вином догадается, например, организовать посещения своими клиентами частной коллекции его погребка? Лично мы знакомы с несколькими такими владельцами винных погребков, которые охотно покажут вам свою коллекцию.
Специалисты по интерьеру запрещают, например, фотографировать их во время работы, особенно когда они заняты в доме своих клиентов. И напрасно, потому что могли бы использовать это — с согласия владельца — в качестве рекламного материала и тем самым привлечь новых клиентов».
Идеи наверняка можно почерпнуть, кроме того, из обычных специализированных журналов, из периодических изданий и затем развить и облечь в конкретную форму.
Есть и другие пути систематизированного поиска идей. Например, при помощи морфологии, использующей метод так называемой морфологической формы. Она представляет собой таблицу, куда занесены факторы влияния (человеческие, технические, организационные) и возможности их реализации. «Морфологическая форма выступает как инструмент мышления в рамках общепринятой морфологической схемы проблемного решения. Последняя предлагает теоретическое решение проблемы. В свою очередь морфологи подразделяют этот способ решения следующим образом:
1. Постановка проблемы.
2. Анализ проблемы.
3. Так называемый синтез, конструкция из альтернативных решений. Здесь морфологическая рамка может выступать как приемлемая форма мышления.
4. Так называемая эвальвация, т. е. оценка альтернативных решений.
5. Выбор оптимального решения».
Такая морфологическая таблица позволяет также осуществлять системную проверку интуитивных идей. С одной стороны, дается перечень исследуемых объектов проблемы, с другой — их характеристика. В итоге, конечно, необходимо выяснить, действительно ли найденное решение может разрешить проблему, но ведь то же самое требуется и от других методов.
Вряд ли найдется такая отрасль хозяйства, которую не интересовало бы решение проблем и поиск новых идей. Так, в рамках одной из встреч руководителей сфер материального производства были созданы рабочие группы, задачей которых была разработка условий для выдвижения новых идей. Уже сам перечень вопросов, представленный группам на обсуждение, дает вам ясное представление о том, какие задачи приходится решать на практике.
Достаточно ли четко мы понимаем наши проблемы, правильно ли подразделяем их по видам и уровню решений, чтобы сказать себе, что они нам по плечу?
Не слишком ли широко (и потому невыполнимо) или, наоборот, узко (рекомендуемые пути решения ограничивают возможность маневра) звучит постановка задач по решению назревшей проблемы?
Существует ли связь между конкретностью и доходчивостью, с которыми мы объясняем другим проблемы и ставим перед ними задачи, и интересом, проявляемым нами к сотрудничеству с этими другими
А как у нас обстоят дела с инициативой? Нужны ли фирме творчески мыслящие люди? Можем ли мы пробудить в себе творчество посредством тренинга, других форм деятельности (например, групповая или командная работа) и т. д.?
Какую роль играет организация (организационные структуры и уровни, инстанции, полномочия, служба информации)?
Насколько важен «климат» для творчества (готовность экспериментировать и желание вносить перемены, позволить себе делать ошибки, умение увлечь за собой сотрудников, создание дружеской атмосферы в коллективе)?
Каково наше отношение к высказываемым идеям? Как регистрируются и далее обрабатываются поданные идеи, пока им не будет дана оценка? Не слишком ли быстро их списывают как непригодные?
Новые идеи зачастую вносят неудобства. Как мы смотрим на это? Поощряются ли у нас новые идеи или инициатива наказуема? Делают ли сотрудники, внося новые идеи, себе карьеру? Можно ли считать перестраховщика более удачным?
Однако важно не только иметь идеи, но и уметь их «пробивать». Многие идеи встречают на своем пути непреодолимые преграды. Тот, кто хочет внедрить свою идею, должен быть готов к отговоркам следующего рода:
— нам раньше не приходилось такого делать;
— это не будет работать;
— у нас нет людей, чтобы заниматься этим;
— это не бюджетная работа;
— мы уже пробовали это раньше;
— мы пока еще к этому не готовы;
— в теории-то хорошо, а как это решить практически?
— выглядит слишком академически;
— а что скажут клиенты?
— если бы все было так хорошо, то уже давно бы кто-нибудь испробовал;
— слишком современно;
— слишком старомодно;
— давайте обсудим это в другой раз;
— вы не понимаете наших трудностей;
— мы слишком малы для этого;
— мы слишком велики для этого;
— у нас сейчас слишком много проектов;
— давайте изучим сначала рыночный спрос и т. д.
Слушая все эти возражения, постарайтесь к месту вставить несколько удачных замечаний, потому что другая такая возможность вам, быть может, не скоро представится. Поэтому, прежде чем начинать изложение вашей идеи, продумайте стратегию разговора. Выясните, кто те люди, к кому вы обращаетесь, и почему именно здесь кроется шанс для вашей идеи. Все будет зависеть от того, как вы сможете подать вашу идею. Немаловажно выбрать также время и место для презентации.
Спросите себя, например, почему именно они должны поддержать (одобрить, купить) вашу идею? Как лучше всего продемонстрировать достоинства вашей идеи? Как сделать так, чтобы идею можно было внедрить на практике? Как выбрать момент для презентации идеи? Какие обстоятельства и место для этого наиболее подходящи? К кому вообще нужно обратиться, чтобы предложить идею?
Не нужно жалеть времени на то, чтобы предусмотреть все «за» и «против». Представьте себе, что вы ошиблись адресом и обратились совсем не к тем людям, например к таким, которые только и ждут, чтобы им подкинули идею, которую они затем, подработав и улучшив, опубликуют и присвоят. Такое случается, вы знаете сами, и делают это не только мелкие мошенники, но и, казалось бы, солидные люди.
На этот счет хотелось бы предостеречь вас от того, чтобы вы не разбрасывались идеями. Это сродни расточительству. Нередко идеи ценятся, как говорится, на вес золота, а потому обходиться с ними нужно как с драгоценностью, зная, кому предлагать, а если есть возможность — то и брать их внедрение на себя.
Метки: Развитие личности