Искать и находить идеи

Даже ярко выраженные духовные способности, как пра­вило» мало что дают, когда нет идеи. «Конечно, вам вдруг может прийти в голову фантастическая идея, нередко в буквальном смысле этого слова, но такие идеи оказывают­ся, к сожалению, на практике несостоятельными. Бывает, конечно, что они могут найти применение. В большинстве же случаев — это лишь первый толчок к размышлениям, ведущим уже к самой идее. Запавшая вам идея требует подтверждения фактами, так или иначе имеющими отно­шение к ней или к поставленной цели. Соответствующий анализ этих фактов, их сравнение с другими идеями и фактами позволят вам развить эту идею и облечь ее в кон­кретные формы».

Но идеи приходят не так часто, как нам хотелось бы, и в большинстве случаев так оно и есть. Тогда не остается ни­чего иного, как систематически искать их.

«Идеи связаны в первую очередь со знанием дела. Не сек­рет, что большинство изобретений делается в промышлен­ности, а не кустарями-одиночками. И еще, предваряя мысль, нужно сказать следующее: когда речь идет об иде­ях, то не обязательно полагаться на собственный творче­ский потенциал. Напротив, нужно использовать любую возможность, откуда бы она ни исходила, которая способ­ствовала бы поискам новых идей».

Таким образом, нужно выходить за рамки собственных представлений, уметь ориентироваться в решаемой про­блеме, обращаться к дополнительной специальной лите­ратуре, спрашивать других специалистов, если они не яв­ляются вашими конкурентами. Обратите внимание на ва­ших поставщиков и клиентов, умейте извлекать уроки из рекламаций, следите за конъюнктурой, выставками и яр­марками, демонстрационными мероприятиями и даже оформлением витрин, что тоже может натолкнуть вас на какую-то идею. Не следует обходить вниманием и выстав­ки рационализаторов. Очень полезно знакомиться с опи­саниями патентов, слушать рефераты или соответствую­щие программы радио и телевидения, особенно когда за­трагивается ваша тематика.

Кроме того, публикуются материалы, дающие богатую пищу вашему воображению. То, что вы можете почерп­нуть там массу идей, можно проиллюстрировать на не­скольких простых примерах.

«Учителю музыки бывает трудно угодить родителям уче­ников, которым он дает уроки. Родители платят, а что они получают взамен? Естественно, они хотят видеть про­гресс, хотят убедиться, чему научились их дети, послу­шать, как они играют. Для решения этой проблемы мож­но было бы сделать записи их игры в студии звукозаписи и предложить их вниманию родителей.

Вино всегда считалось неиссякаемым источником идей. А кто из торговцев вином догадается, например, организо­вать посещения своими клиентами частной коллекции его погребка? Лично мы знакомы с несколькими такими вла­дельцами винных погребков, которые охотно покажут вам свою коллекцию.

Специалисты по интерьеру запрещают, например, фото­графировать их во время работы, особенно когда они за­няты в доме своих клиентов. И напрасно, потому что мог­ли бы использовать это — с согласия владельца — в каче­стве рекламного материала и тем самым привлечь новых клиентов».

Идеи наверняка можно почерпнуть, кроме того, из обыч­ных специализированных журналов, из периодических изданий и затем развить и облечь в конкретную форму.

Есть и другие пути систематизированного поиска идей. Например, при помощи морфологии, использующей ме­тод так называемой морфологической формы. Она пред­ставляет собой таблицу, куда занесены факторы влияния (человеческие, технические, организационные) и возмож­ности их реализации. «Морфологическая форма выступает как инструмент мышления в рамках общепринятой морфологической схемы проблемного решения. Послед­няя предлагает теоретическое решение проблемы. В свою очередь морфологи подразделяют этот способ решения следующим образом:

1. Постановка проблемы.

2. Анализ проблемы.

3. Так называемый синтез, конструкция из альтернатив­ных решений. Здесь морфологическая рамка может выступать как приемлемая форма мышления.

4. Так называемая эвальвация, т. е. оценка альтернатив­ных решений.

5. Выбор оптимального решения».

Такая морфологическая таблица позволяет также осуще­ствлять системную проверку интуитивных идей. С одной стороны, дается перечень исследуемых объектов пробле­мы, с другой — их характеристика. В итоге, конечно, не­обходимо выяснить, действительно ли найденное реше­ние может разрешить проблему, но ведь то же самое тре­буется и от других методов.

Вряд ли найдется такая отрасль хозяйства, которую не ин­тересовало бы решение проблем и поиск новых идей. Так, в рамках одной из встреч руководителей сфер материаль­ного производства были созданы рабочие группы, задачей которых была разработка условий для выдвижения новых идей. Уже сам перечень вопросов, представленный груп­пам на обсуждение, дает вам ясное представление о том, какие задачи приходится решать на практике.

Достаточно ли четко мы понимаем наши проблемы, пра­вильно ли подразделяем их по видам и уровню решений, чтобы сказать себе, что они нам по плечу?

Не слишком ли широко (и потому невыполнимо) или, на­оборот, узко (рекомендуемые пути решения ограничива­ют возможность маневра) звучит постановка задач по решению назревшей проблемы?

Существует ли связь между конкретностью и доходчи­востью, с которыми мы объясняем другим проблемы и ставим перед ними задачи, и интересом, проявляемым нами к сотрудничеству с этими другими

А как у нас обстоят дела с инициативой? Нужны ли фирме творчески мыслящие люди? Можем ли мы про­будить в себе творчество посредством тренинга, дру­гих форм деятельности (например, групповая или ко­мандная работа) и т. д.?

Какую роль играет организация (организационные структуры и уровни, инстанции, полномочия, служба информации)?

Насколько важен «климат» для творчества (готов­ность экспериментировать и желание вносить пере­мены, позволить себе делать ошибки, умение увлечь за собой сотрудников, создание дружеской атмосфе­ры в коллективе)?

Каково наше отношение к высказываемым идеям? Как регистрируются и далее обрабатываются поданные идеи, пока им не будет дана оценка? Не слишком ли быс­тро их списывают как непригодные?

Новые идеи зачастую вносят неудобства. Как мы смот­рим на это? Поощряются ли у нас новые идеи или иници­атива наказуема? Делают ли сотрудники, внося новые идеи, себе карьеру? Можно ли считать перестраховщи­ка более удачным?

Однако важно не только иметь идеи, но и уметь их «про­бивать». Многие идеи встречают на своем пути непреодо­лимые преграды. Тот, кто хочет внедрить свою идею, дол­жен быть готов к отговоркам следующего рода:

— нам раньше не приходилось такого делать;

— это не будет работать;

— у нас нет людей, чтобы заниматься этим;

— это не бюджетная работа;

— мы уже пробовали это раньше;

— мы пока еще к этому не готовы;

— в теории-то хорошо, а как это решить практически?

— выглядит слишком академически;

— а что скажут клиенты?

— если бы все было так хорошо, то уже давно бы кто-нибудь испробовал;

— слишком современно;

— слишком старомодно;

— давайте обсудим это в другой раз;

— вы не понимаете наших трудностей;

— мы слишком малы для этого;

— мы слишком велики для этого;

— у нас сейчас слишком много проектов;

— давайте изучим сначала рыночный спрос и т. д.

Слушая все эти возражения, постарайтесь к месту вста­вить несколько удачных замечаний, потому что другая та­кая возможность вам, быть может, не скоро представится. Поэтому, прежде чем начинать изложение вашей идеи, продумайте стратегию разговора. Выясните, кто те лю­ди, к кому вы обращаетесь, и почему именно здесь кроет­ся шанс для вашей идеи. Все будет зависеть от того, как вы сможете подать вашу идею. Немаловажно выбрать также время и место для презентации.

Спросите себя, например, почему именно они должны под­держать (одобрить, купить) вашу идею? Как лучше всего продемонстрировать достоинства вашей идеи? Как сделать так, чтобы идею можно было внедрить на практике? Как выбрать момент для презентации идеи? Какие обстоятель­ства и место для этого наиболее подходящи? К кому вооб­ще нужно обратиться, чтобы предложить идею?

Не нужно жалеть времени на то, чтобы предусмотреть все «за» и «против». Представьте себе, что вы ошиблись адре­сом и обратились совсем не к тем людям, например к та­ким, которые только и ждут, чтобы им подкинули идею, которую они затем, подработав и улучшив, опубликуют и присвоят. Такое случается, вы знаете сами, и делают это не только мелкие мошенники, но и, казалось бы, солидные люди.

На этот счет хотелось бы предостеречь вас от того, чтобы вы не разбрасывались идеями. Это сродни расточительст­ву. Нередко идеи ценятся, как говорится, на вес золота, а потому обходиться с ними нужно как с драгоценностью, зная, кому предлагать, а если есть возможность — то и брать их внедрение на себя.






Метки:

Опубликовано в: Деловой успех