Пороки, возникающие при печатании, и их устранение

В процессе печатания на ткани могут образоваться разнообразные пороки вследствие различных причин, нарушающих нормальный ход технологического процесса.

Затаск. Порок образуется при повреждении лезвия ракли каким-либо твердым предметом: песчинкой, кристаллом, кусочком металла и др. Этот порок представляет собой одинарную или чаще всего двойную цветную полоску, проходящую вдоль полотна ткани извилинами, соответствующими шагу ракли. При обнаружении затаска машину останавливают и раклю затачивают. При возобновлении порока надо процедить краску. Если и после этого на ткани появится затаск, следует остановить машину и удалить твердый предмет (чаше всего песчинку) с поверхности вала. Песчинки удаляют хорошо заточенным отрезком ракли путем прощупывания поверхности печатного вала, соответствующей поврежденному участку ракли. После удаления песчинки раклю снова затачивают.

На только что хромированных валах ракля очень часто пробивается заусенцами штрихов гравюры. При этом образуются затаски, напоминающие затаск от пробоин ракли, получающийся при действии на нее мелких твердых частиц. Как правило, затаск начинается от какой-либо фигуры рисунка. Во избежание брака заусенцы на валах удаляют при шлифовке вала мелким наждачным полотном на специальном станке.

Лезвие ракли может повреждаться под действием минерально-кислой или уксуснокислой среды краски. В этом случае рекомендуется в краску добавить ингибитор коррозии — эмульсию минерального масла.

Щелчок. Этот порок образуется в случае, когда лезвие ракли не пробивается попавшей под раклю песчинкой, а лишь приподнимается на какое-то мгновение и снова возвращается в прежнее положение. Если песчинка попала в тело вала, щелчок будет повторяться на ткани через расстояние, равное длине окружности вала. В этом случае машину останавливают и песчинку удаляют при помощи заточенного кусочка ракли. Краску перецеживают. Если же перецеживание не помогает и на ткани продолжают появляться щелчки, устанавливают более тонкую раклю, опускают более низко подмогу ракли или на раклю навешивают более легкие грузы.

Штриф. При попадании под раклю пуха, ниток или волоса щеток лезвие ракли немного приподнимается и из-под ракли в образовавшееся пространство вытекает краска, оставляя на ткани окрашенную полоску, разделенную посередине белым гребешком. Это и есть штриф.

Для ликвидации данного порока необходимо очистить раклю. Если это не помогает, процедить краску. При возникновении штрнфа от щетки последнюю нужно заменить. Иногда полезно установить перед штрифящим валом крахмальный вал.

Забитая фигура. Порок образуется, когда в гравюру вала попадает пух, при этом из нее вытесняется краска и на окрашенном участке ткани появляются белые пятна, повторяющиеся через каждый оборот печатного вала. В этом случае следует процедить краску, промыть гравюру, ослабить пресс и установить более сильный прижим щетки.

Сухой штриф. Порок характерен для специальных рисунков: тонких струнок и сеток типа шене, при этом наблюдается срыв полоски; краска как бы полностью выбирается раклей из гравировки. В этом случае краску следует готовить более тщательно— средней густоты и высокой пластичности, раклю устанавливать высоко, с более легкими грузами, фаску ракли делать меньшую. Гравировка полосок должна быть светлая.

Зашиб вала. При повреждении поверхности вала в каком-либо одном месте (что бывает при транспортировке и укладке валов на машину) на ткани образуется дополнительная фигура, повторяющаяся через расстояние, равное длине окружности вала. Незначительные повреждения заделываются при этом гравером непосредственно на машине. При большом повреждении вал направляют для ремонта в граверный цех.

При повреждении поверхности вала твердым предметом по всей длине окружности на ткани появляется непрерывная полоска, проходящая вдоль полотна и очень похожая на затаск, но отличающаяся от него отсутствием извилин. При обнаружении данного порока машину останавливают, находят поврежденное место и вал заделывают. Если заделать вал непосредственно на машине невозможно, его снимают с машины и направляют в граверный цех па ремонт.

Растраф. Порок, характеризующийся смещением частей рисунка. Он может получаться в результате разной длины окружности печатных валов, при неправильной запрессовке вала на шип и при кривизне шипа. Этот порок может возникнуть также в результате изменения натяжения ткани и чехла при раскатке их и при постепенном изменении диаметра рулона с тканью, при плохом состоянии обкатки цилиндра и сукна (например, при намокшей или загрязненной кирзе) и др. Во всех случаях хуже поддаются трафлению валы, более удаленные одни от другого.

Замин бязи. Порок, представляющий собой светлые пятна на грунте, повторяющиеся через расстояние, равное длине окружности грузовика. Порок является следствием повреждения обкатки грузовика твердым предметом, например складкой сукна, узлами, прошедшими через машину, и др. В местах вмятин отпечаток краски становится светлее. Слабо выраженный замин можно исправить частично подклейкой или срезкой части концов обкатки. При глубоком замине приходится менять обкатку.

Разнокромочность. Отпечаток рисунка по одной кромке отчетливый и полный, а по другой — более слабый. Причиной этого порока является неправильная установка валов вследствие неодинакового износа подшипников, неисправности балансирующих рычагов или других разладок машины. С разной силой прижатая с кромок щетка также вызовет разнокромочность.

Разнооттеночность. Близкий к разнокромочности порок может получаться при печатании скоропортящимися красками. В этом случае если добавление свежей краски производят неправильно с одной стороны ящика, то с другой стороны ящика краска из-за отсутствия притока свежей краски будет разлагаться быстрее, а следовательно, и оттенок с этой стороны будет слабее.

Если в кислую краску попадает щетка с остатками щелочи, получается разнооттеночная ткань. Попадание краски из расположенного выше ящика в соседний также приведет к образованию разнооттеночности. Этот порок образуется при перенесении краски с предыдущего вала, если соседние фигуры по расходу краски одинаковые.






Опубликовано в: Печатание тканей