Прежде чем ответить на поставленный вопрос, нужно сначала отметить, что существует — прежде всего в деловой сфере — два различных вида творчества или, точнее, творческой деятельности. Во-первых, мы имеем дело с таким творчеством, которое проявляется самостоятельно, как бы беря начало от самого творца, без какого бы то ни было внешнего импульса. Во-вторых, существует типично реактивное творчество, для осуществления которого требуется толчок извне. Оба этих вида в равной степени важны — особенно если речь идет о предпринимательстве или менеджменте. При самодостаточном творчестве дело может идти вперед непрерывно, порождая новые идеи и новаторские импульсы, в то время как реактивное творчество часто оказывается спасительным в критических ситуациях или перед лицом естественной конкуренции.
Следует далее отметить, что обычно успеху сопутствуют не одна, а несколько часто взаимосвязанных причин. Творчество и новаторство также нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. «Они должны рассматриваться в совокупности, как единый процесс. И одно, и другое — лишь средство для достижения цели. Целью же частного предпринимательства является конкурентоспособность, создание для этого необходимых предпосылок на всех уровнях и в любом виде деятельности».
Тот, кто хочет добиться успеха в предпринимательстве, не должен отдавать творчество на волю случая. Однако часто именно так и происходит. В то же время имеются предприятия, где творчеству уделяется самое серьезное внимание и даже составляется баланс творчества. Для оценки творчества в сфере руководства фирмой (банком) можно воспользоваться, например, следующим вопросником:
— Что сделало руководство предприятия для обеспечения на долгую перспективу рентабельности и достижения необходимого роста производства?
— Достигнуты ли промежуточные задачи по оперативному обеспечению сотрудников фирмы и ее клиентов банковскими услугами?
— Какой путь выбрало руководство фирмы, чтобы и в будущем обеспечивать интересы акционеров банка?
В сфере организации творчество предлагается оценивать следующим образом:
— Что было сделано для достижения такой среднесрочной цели, как снижение доли нетворческого труда в общем объеме работы служащих банка?
— Сопровождалось ли выполнение задачи по улучшению обслуживания клиентов за счет внедрения новой техники соответствующими организационными изменениями?
В сфере маркетинга нам предлагается ответить на следующие вопросы:
— Началась ли работа по выполнению такой долгосрочной задачи, как разработка приемлемой и для клиентов, и для банка системы типа «домашний банк»?
— Насколько последовательно выполняется задача по разработке и использованию новых средств коммуникации и систем самообслуживания в соответствии с потребностями целевых групп банка.
Таким образом, фирма делает творчество как бы неотъемлемой частью коммерческой политики, творчество планируют и, как мы видим, контролируют. Этот пример иллюстрирует еще один важный момент: творчество не обязательно должно быть индивидуальным. В творческих процессах группа людей иногда способна на большее, чем отдельно взятая личность.
Творческая группа или, как еще говорят, команда может добиться больших успехов. Причем это не обязательно должен быть формальный коллектив, как, например, проектная группа. Считается даже, что неформальный коллектив обладает существенными преимуществами:
— более успешное выполнение производственных задач, поскольку формальные организационные структуры заменяются неформальными, что облегчает принятие решений;
— улучшение коммуникации, поскольку информация идет более коротким служебным путем;
— улучшение производственного климата, что позволяет сотрудникам в контакте друг с другом лучше сформулировать свои социальные потребности и повысить заинтересованность в труде;
— улучшение обмена информацией между рабочими группами, цехами и отделами.
Работа в команде, правда, тоже не обходится без трудностей, ведь в любой коллектив, например, может затесаться убийца идей. «Хуже всего — убийцы идей, которые не понимают, что любая идея содержит максимум 20 процентов предлагаемого решения, и с блеском критикуют недостающие 80 процентов».
Чтобы предотвратить подобные затруднения, придумали особые методы, касающиеся творческих процессов. Самый известный из них — это, пожалуй, мозговая атака. Так по крайней мере говорится в исследовании, в котором принимали участие 126 фирм. Мозговая атака стоит в списке первой, к ней прибегают почти в три раза чаще, чем к методу, стоящему в списке вторым (морфология).
Мозговая атака — это заседание, каждый из участников которого должен свободно высказать свое мнение по определенной теме или проблеме. Не разрешается критиковать высказывания участников, их фантазия ничем не ограничена. Здесь важно количество выступлений, а не их качество. Вноситься могут самые на первый взгляд абсурдные предложения. Во время мозговой атаки не выносится никаких оценок, но участники могут дополнять, развивать или совершенствовать вынесенные предложения.
Применение таких методов, как мозговая атака, показывает, что творчество в работе фирмы должно исходить не только от предпринимателя. Важно, однако, создать в творчестве определенный задел, а за это уже ответственен предприниматель. Не следует также думать, что успех предприятия зависит целиком и полностью от творческого потенциала. Ведь творчество должно сначала воплотиться в рыночный успех, из которого затем вытекает успех фирмы. Но и на этом этапе творчество играет важную роль.
Чтобы добиться рыночного успеха, надо приложить немалые усилия по реализации товаров или услуг, сюда относятся прежде всего реклама и торговля. Предприниматель, творчески работающий в этих сферах, имеет больше шансов на успех. В своей деятельности на рынке предприниматель, однако, не должен полагаться исключительно на собственный творческий подход к делу; он должен помнить, что его сотрудники также располагают немалым творческим потенциалом, который иногда, правда, нуждается в стимулировании.
Метки: Развитие личности