Почему успех сопутствует творчески думающим людям?

Прежде чем ответить на поставленный вопрос, нужно сна­чала отметить, что существует — прежде всего в деловой сфере — два различных вида творчества или, точнее, твор­ческой деятельности. Во-первых, мы имеем дело с таким творчеством, которое проявляется самостоятельно, как бы беря начало от самого творца, без какого бы то ни было внешнего импульса. Во-вторых, существует типично реак­тивное творчество, для осуществления которого требует­ся толчок извне. Оба этих вида в равной степени важны — особенно если речь идет о предпринимательстве или менед­жменте. При самодостаточном творчестве дело может идти вперед непрерывно, порождая новые идеи и новаторские импульсы, в то время как реактивное творчество часто ока­зывается спасительным в критических ситуациях или пе­ред лицом естественной конкуренции.

Следует далее отметить, что обычно успеху сопутствуют не одна, а несколько часто взаимосвязанных причин. Творчество и новаторство также нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. «Они должны рассматриваться в совокупности, как единый процесс. И одно, и другое — лишь средство для достижения цели. Целью же частного предпринимательства является конкурентоспособность, создание для этого необходимых предпосылок на всех уровнях и в любом виде деятельности».

Тот, кто хочет добиться успеха в предпринимательстве, не должен отдавать творчество на волю случая. Однако часто именно так и происходит. В то же время имеются предпри­ятия, где творчеству уделяется самое серьезное внимание и даже составляется баланс творчества. Для оценки твор­чества в сфере руководства фирмой (банком) можно вос­пользоваться, например, следующим вопросником:

— Что сделало руководство предприятия для обеспече­ния на долгую перспективу рентабельности и дости­жения необходимого роста производства?

— Достигнуты ли промежуточные задачи по оператив­ному обеспечению сотрудников фирмы и ее клиентов банковскими услугами?

— Какой путь выбрало руководство фирмы, чтобы и в будущем обеспечивать интересы акционеров банка?

В сфере организации творчество предлагается оценивать следующим образом:

— Что было сделано для достижения такой среднесроч­ной цели, как снижение доли нетворческого труда в общем объеме работы служащих банка?

— Сопровождалось ли выполнение задачи по улучшению обслуживания клиентов за счет внедрения новой тех­ники соответствующими организационными измене­ниями?

В сфере маркетинга нам предлагается ответить на следую­щие вопросы:

— Началась ли работа по выполнению такой долгосроч­ной задачи, как разработка приемлемой и для клиен­тов, и для банка системы типа «домашний банк»?

— Насколько последовательно выполняется задача по разработке и использованию новых средств коммуни­кации и систем самообслуживания в соответствии с потребностями целевых групп банка.

Таким образом, фирма делает творчество как бы неотъем­лемой частью коммерческой политики, творчество плани­руют и, как мы видим, контролируют. Этот пример иллю­стрирует еще один важный момент: творчество не обяза­тельно должно быть индивидуальным. В творческих про­цессах группа людей иногда способна на большее, чем от­дельно взятая личность.

Творческая группа или, как еще говорят, команда может добиться больших успехов. Причем это не обязательно должен быть формальный коллектив, как, например, проектная группа. Считается даже, что неформальный коллектив обладает существенными преимуществами:

— более успешное выполнение производственных задач, поскольку формальные организационные структуры заменяются неформальными, что облегчает приня­тие решений;

— улучшение коммуникации, поскольку информация идет более коротким служебным путем;

— улучшение производственного климата, что позволя­ет сотрудникам в контакте друг с другом лучше сформулировать свои социальные потребности и по­высить заинтересованность в труде;

— улучшение обмена информацией между рабочими группами, цехами и отделами.

Работа в команде, правда, тоже не обходится без трудно­стей, ведь в любой коллектив, например, может затесать­ся убийца идей. «Хуже всего — убийцы идей, которые не понимают, что любая идея содержит максимум 20 процен­тов предлагаемого решения, и с блеском критикуют недо­стающие 80 процентов».

Чтобы предотвратить подобные затруднения, придумали особые методы, касающиеся творческих процессов. Самый известный из них — это, пожалуй, мозговая атака. Так по крайней мере говорится в исследовании, в котором прини­мали участие 126 фирм. Мозговая атака стоит в списке пер­вой, к ней прибегают почти в три раза чаще, чем к методу, стоящему в списке вторым (морфология).

Мозговая атака — это заседание, каждый из участников которого должен свободно высказать свое мнение по опре­деленной теме или проблеме. Не разрешается критиковать высказывания участников, их фантазия ничем не ограни­чена. Здесь важно количество выступлений, а не их каче­ство. Вноситься могут самые на первый взгляд абсурдные предложения. Во время мозговой атаки не выносится ника­ких оценок, но участники могут дополнять, развивать или совершенствовать вынесенные предложения.

Применение таких методов, как мозговая атака, показы­вает, что творчество в работе фирмы должно исходить не только от предпринимателя. Важно, однако, создать в творчестве определенный задел, а за это уже ответст­венен предприниматель. Не следует также думать, что успех предприятия зависит целиком и полностью от творческого потенциала. Ведь творчество должно снача­ла воплотиться в рыночный успех, из которого затем вы­текает успех фирмы. Но и на этом этапе творчество иг­рает важную роль.

Чтобы добиться рыночного успеха, надо приложить нема­лые усилия по реализации товаров или услуг, сюда отно­сятся прежде всего реклама и торговля. Предприниматель, творчески работающий в этих сферах, имеет больше шан­сов на успех. В своей деятельности на рынке предпринима­тель, однако, не должен полагаться исключительно на соб­ственный творческий подход к делу; он должен помнить, что его сотрудники также располагают немалым творче­ским потенциалом, который иногда, правда, нуждается в стимулировании.






Метки:

Опубликовано в: Деловой успех