До настоящего времени нет общепринятой методики количественной оценки качества швов. Пожалуй, первой попыткой в этом направлении следует признать работу [9], содержащую перечень некоторых характеристик швов.
Прочность швов, в соответствии с работой [9], характеризуется тремя показателями: 1) максимальной статической нагрузкой при растяжении шва в поперечном направлении, 2) удлинением шва при разрыве в продольном направлении и 3) выносливостью шва при многократном растяжении вдоль и поперек.
Остановимся коротко на методах определения этих характеристик.
Для определения максимальной нагрузки Р при растяжении шва в поперечном направлении изготовляют образец размером 20X5 см со швом посередине поперек полоски (рис. 1.32). По моменту разрыва шва на оборудовании, предназначенном для испытания материалов на разрыв, экспериментально определяется величина Р в кг в расчете па 5 см шва.
Для ориентировочной оценки силы Р предлагается формула где: Н — длина шва, см (для образца Н = 5 см); т — количество стежков в 1 см строчки; О. — прочность нитки, кг; г) — коэффициент, характеризующий потерю прочности нитки при работе на машине и соотношение прочности стежка и ниток.
Все изложенное справедливо, естественно, когда прочность шва меньше прочности материала на разрыв.
Удлинение А^ шва при разрыве определяют на образце размером 20×5 см со швом посередине вдоль полоски на оборудовании для испытания материалов на разрыв.
Для оценки выносливости N шва при многократном растяжении вдоль и поперек используется пульсатор. Размеры образцов— 20X5 см со швом соответственно вдоль и поперек полоски. Режим испытаний: диапазон удлинений 1,5—5,0%; частота пульсации 100 циклов в минуту; продолжительность испытаний определяется по факту прекращения роста остаточных деформаций или по разрушению образца.
Кроме того, швы оцениваются органолептически: по наличию волнистости вдоль шва и посадке, по отклонению от формы строчки, по «оскалу»—.просвету между сшиваемыми материалами при поперечном растяжении шва.
Преимущества машин цепного стежка настолько очевидны, что в последние годы началось их широкое применение в промышленности взамен челночных машин. Однако этот процесс сдерживался из-за характеристик цепных строчек, которые, якобы, уступают соответствующим характеристикам челночных строчек. К числу таких характеристик относили: прочность швов, распускаемость строчек и другие. Этим объясняется направленность последующих исследований — сравнительный анализ челночных и цепных строчек, причем чаще всего в качестве представителя цепных строчек принимают для испытаний двух-ниточную цепную строчку как непосредственного заменителя челночных строчек на одноименных операциях.
Ниже изложен материал, отражающий современное состояние по исследованию различных строчек, и дан сравнительный анализ этих строчек.