Понятие «развитие личности» отошло сегодня на второй план, потому как сейчас все больше говорят о «самовыражении личности», а это не одно и то же. Когда говорят о самовыражении, нередко исходят из того, что достаточно всего лишь дать возможность тому, что в человеке заложено, свободно проявиться, принять, образно выражаясь, осязаемые формы. Касаясь же развития личности, в большинстве случаев не забывают упомянуть и о роли самовоздействия.
Под самовоздействием «понимают при этом сознательное стремление к изменению нежелательного или к формированию желательного состояния нашей собственной личности. Но главным образом этим словом обозначают самоуправляемое воздействие на собственную волю».
Тот, кто хочет влиять на себя, должен действительно хотеть этого, но, как явствует из вышеприведенной цитаты, это должно быть управляемое воздействие. Конечно, проще было бы, чтобы вами управляли извне, посредством третьих лиц, институтов или курсов, но дело как раз заключается в том, что человек сам должен найти в себе столько сил, чтобы суметь управлять процессом самовоздействия. Тот, кому это удастся, сможет оказывать влияние на развитие и раскрытие своей личности, чему на начальном этапе может способствовать развитие собственных способностей.
Конечно, тот, кто хочет развиваться, работать над собой, чтобы добиться успеха и признания, должен для этого что-то предпринять. Чем выше он хочет подняться, тем больших усилий это ему будет стоить, а тот, кто хотел бы занять привилегированное положение или причислить себя к элите, должен постараться не просто развить свои способности до совершенства, но и суметь продемонстрировать лучшее, на что он способен, чтобы привлечь к себе внимание.
Давайте, однако, спросим себя, нужно ли нам все это сегодня. «Время, пытающееся вывести из феномена равноправия интегральное равенство шансов, время, когда крайние идеалисты и «реально мыслящие» экстремисты хотели бы снова воскресить иллюзию общественного и экономического равенства, оставляет мало места для понятия «элита» и, похоже, склонно даже исключить ее существование». И все же мы вынуждены снова и снова констатировать наличие совершенно определенных кругов — даже если они и не называют себя элитой, — которые имеют вес и влияние, с которыми советуются, которым сопутствует успех, которые пользуются авторитетом и т. д. Это имеет место не только при демократиях, но и везде, где унитарные устремления подпирают идеологию.
Но не обязательно обращаться за примерами в столь высокие сферы, чтобы убедиться, что развитие личности необходимо. Достаточно лишь посмотреть на борьбу за сохранение рабочего места, соперничество за более выгодное положение, на отчаянные попытки найти новую работу и т. д. Нужно набраться выдержки и терпения, ни в коем случае не отчаиваться, а наряду со специальными знаниями, требующими постоянного совершенствования, уделить внимание развитию собственных задатков и способностей.
Есть и еще один, совершенно иного рода фактор, доказывающий, что усилия, которые приходится прилагать для развития собственной личности, стоят того. Это — моральное удовлетворение.
Очевидно, что самовоздействие явилось бы идеальным способом развития личности, но в полной мере достичь этого удается не каждому. Здесь может помочь, например, концепция развития личности посредством побудительных собеседований. «Существенными компонентами этой концепции являются проектные задания, рассчитанные на саморазвитие, и побудительные собеседования. Под проектными заданиями понимаются задачи профессионального или личного плана, выходящие за рамки обычных обязанностей перспективного сотрудника, и предусмотрены требования, которые будут предъявляться к нему в будущем». Но пока фирм, использующих этот метод, мало, поэтому вам остается самим искать пути самосовершенствования, например посредством аутотренинга или с помощью курсов. Обратите в связи с этим внимание на следующий раздел.
Метки: Развитие личности