Развитие творческих способностей

Творчество — слово, которое употребляется очень часто. Каждому более или менее понятно, что оно означает. И все же имеет смысл задаться вопросом: что является твор­ческим? Когда мы хотим назвать что-то творческим, под­разумевается, что это должно быть что-то новое, не при­менявшееся ранее, необычное, неожиданное, статистиче­ски не охваченное, неординарное. И это еще далеко не полный перечень определений. Одной новизны здесь не­достаточно, особенно когда речь заходит об экономиче­ской сфере, где требуется, чтобы творчество приносило еще и пользу. Скажем, квадратные автопокрышки были бы необычной новинкой, вот только что с ними делать? В области искусства картина несколько иная. Но посколь­ку и здесь надо думать о профессиональной и материаль­ной стороне дела, приходится допустить, что творческое в искусстве — это не только нечто новое, что может быть как-то использовано. Впрочем, речь идет пока не об этом. Главное, как нам кажется, заключается в поиске новых путей в развитии творчества.

Развитие творческих способностей следует начинать как можно раньше. «Уже в детском саду малышам надо давать задания, которые учили бы их работать творчески, способ­ствовали бы раскрытию творческих способностей. Когда дети подрастают, эти задачи должна брать на себя школа и всячески содействовать развитию этих способностей».

В предыдущем разделе говорится «надо», «должно» — и уже из этого можно заключить, что на практике не всегда происходит именно так. Поэтому мы вынуждены сами что-то делать для развития своих творческих способно­стей. Нам есть на что опереться при этом. Например, су­ществуют книги типа «Школа творчества», в которых предлагаются упражнения для совершенствования твор­ческой мысли и деятельности. Насколько эффективны та­кие упражнения для развития творческих способностей, сказать трудно. А вот о том, что они развивают гибкость ума, можно говорить с уверенностью.

Когда речь заходит о развитии творческих способностей, мы непременно затронем такое качество, как фантазия; человек, обладающий хоть толикой этого качества, т.е. практически каждый, обязан развить его.

Будите вашу фантазию, используя и оттачивая свой разум. Откройте глаза и уши, делайте тщательный отбор и пробуй­те, умейте анализировать, не теряйте чутье и держите руку на пульсе всех событий. Дополняйте и развивайте ваши наблю­дения, соотнося, например, ваши воспоминания с только что извлеченным материалом, сопоставляя одно с другим или да­вая свободный ход возникновению ассоциаций.

Старайтесь сразу записывать все, что приходит вам в голо­ву в связи с определенными словами. Произнесите, напри­мер, слово «солнце» и тут же запишите все, что вам при­шло в связи с этим словом в голову. Повторите то же самое со словом «работа». Вы будете поражены разницей. Если, скажем» при слове «солнце» вы невольно подумали об от­пуске, то можете дальше развивать эту тему. При этом вы будете опираться не только на собственный опыт, но и на то, что почерпнули из чьих-то рассказов, картин и филь­мов, либо просто на свои желания, на то, что является вам в самых смелых мечтах. Проделайте это же с другими по­нятиями, и вы убедитесь, что у вас не так уж и мало фанта­зии. То же самое вы заметите, если, например, во время долгой поездки в поезде начнете сочинять разные истории. Если вы смотрите в окно, то делайте это осознанно, и вы увидите очень много такого, что всегда казалось вам рань­ше серым и неинтересным или просто проходило мимо ва­шего сознания. Попробуйте затем привести увиденное или услышанное (например, шорохи) в соответствие с какими- то впечатлениями. Попытайтесь представить себе соответ­ствующие действия и судьбы, конструируйте в уме драма­тические развязки, сочиняйте циклы взаимосвязанных ис­торий — и вы увидите, что у вас это получится!

Нас захватывает сегодня — прежде всего благодаря телеви­дению — поток информации и впечатлений. Порой даже ка­жется, что нам требуются все более сильные раздражители — иначе к нашим эмоциям не пробиться. Достаточно вспомнить хотя бы о звукоусилительных установках различных рок- групп с их невообразимым шумом, во что нередко превраща­ется современная популярная музыка. Даже если вы относи­тесь к поклонникам такого искусства, попробуйте просто вслушаться в тихие звуки музыки, уловить их чистые нюан­сы и представить себе то, что она вам навевает.

Современная электроника все больше внедряется в нашу жизнь, облегчая наш труд. Водопады информации обру­шиваются на нас со всех сторон. Все это, конечно, впечат­ляет, но в духовном отношении мы отнюдь не становимся богаче. Безусловно, телевидение учит нас многому. «Те­левидение обеспечивает нам постоянную связь с миром. Интересно, что делается это с невозмутимой улыбкой. Бе­да не в том, что телевидение пытается развлекать нас. Бе­да в том, что оно любую тему подает как развлечение. Иными словами, развлечение — это сверхзадача всего те­левизионного дискурса. О чем бы ни шла речь и под ка­ким бы углом зрения ни рассматривались события, основ­ной посылкой является то, что это должно развлекать нас и доставлять нам удовольствие».

Все это не так страшно, если мы не отвлекаемся от чтения, поскольку чтение гораздо сильнее, чем электронные сред­ства, развивает фантазию. Оно апеллирует к нашему вооб­ражению, а потому стимулирует развитие творческих спо­собностей.

Весьма полезно, кроме того, посещать время от времени картинные галереи и музеи. Выставленные там экспонаты обычно выглядят отчужденно, и необходимо напрячь всю фантазию, чтобы представить себе все эти предметы в их естественной среде, там, где они когда-то находились. А как сильно развивается воображение, когда вы стоите пе­ред произведением абстрактной живописи! Попытка по­нять его содержание уже сама по себе является хорошей тренировкой. Некоторые полагают, что творчеству должна сопутствовать и определенная атмосфера. Это, пожалуй, верно, но надо учитывать, что творческая атмосфера абсо­лютно индивидуальна и может быть самой разной. Опрос, проведенный не так давно одним рекламным специализи­рованным журналом, показал, что даже внутри групп, свя­занных общей творческой профессией, на сей счет сущест­вует большой разброс во мнениях.

Как утверждает, например, один специалист по реклам­ным текстам, ему сначала необходимо настроиться на ра­бочий лад. Для этого ему нужна особая обстановка — словари, солидный письменный стол и хорошие сигары. Другой, карикатурист, воспринимает творчество как ис­ключительно интеллектуальный процесс: сначала надо обозначить тему, сделать два-три наброска, и одно это уже натолкнет вас на правильную идею. По словам третьего участника опроса, графика, для творчества ему требуется физическая бодрость. Он любит хорошенько выспаться, так как от этого повышается самоотдача. Вы­соко ценит он и упражнения по системе йоги. А другой график советует перед началом работы собрать как мож­но больше сведений на нужную тему и, ни на минуту не отвлекаясь, заняться ее интеллектуальной обработкой. По мнению фотографа, на творчество влияет сама жизнь, общение с людьми, прежде всего с семьей, друзь­ями, клиентами. Он рекомендует сосредотачиваться на одном предмете, если вы хотите работать по-настоящему творчески. Напротив, специалист по промышленному дизайну утверждает, что в своем творчестве отталкива­ется главным образом от функций тех приборов и ма­шин, которым он должен придать совершенную форму. Художник же считает, что необходимо все время быть наготове, потому что идеи, как правило, приходят в тот момент, когда их не ждешь.

Как видите, универсального рецепта не существует. Вы можете опробировать то, что здесь описано, хотя нет ни­каких гарантий, что именно таким путем вы сумеете раз­вить в себе творческие способности. Может быть, вы най­дете свой, совершенно особый способ. Только не рассчи­тывайте на то, что недостаток творческих сил вам помогут восполнить алкоголь или психотропные средства. До вас это тоже пробовали и убедились, что в большинстве слу­чаев за кажущимся успехом обычно наступала катастро­фа, рушились планы на будущее.

Творчество — это еще и результат активной деятельно­сти. Творчеством надо заниматься на практике. Это наи­лучший способ тренировки, причем как профессиональ­ные, так и любительские занятия предоставляют для это­го массу возможностей.






Метки:

Опубликовано в: Деловой успех