Творчество — слово, которое употребляется очень часто. Каждому более или менее понятно, что оно означает. И все же имеет смысл задаться вопросом: что является творческим? Когда мы хотим назвать что-то творческим, подразумевается, что это должно быть что-то новое, не применявшееся ранее, необычное, неожиданное, статистически не охваченное, неординарное. И это еще далеко не полный перечень определений. Одной новизны здесь недостаточно, особенно когда речь заходит об экономической сфере, где требуется, чтобы творчество приносило еще и пользу. Скажем, квадратные автопокрышки были бы необычной новинкой, вот только что с ними делать? В области искусства картина несколько иная. Но поскольку и здесь надо думать о профессиональной и материальной стороне дела, приходится допустить, что творческое в искусстве — это не только нечто новое, что может быть как-то использовано. Впрочем, речь идет пока не об этом. Главное, как нам кажется, заключается в поиске новых путей в развитии творчества.
Развитие творческих способностей следует начинать как можно раньше. «Уже в детском саду малышам надо давать задания, которые учили бы их работать творчески, способствовали бы раскрытию творческих способностей. Когда дети подрастают, эти задачи должна брать на себя школа и всячески содействовать развитию этих способностей».
В предыдущем разделе говорится «надо», «должно» — и уже из этого можно заключить, что на практике не всегда происходит именно так. Поэтому мы вынуждены сами что-то делать для развития своих творческих способностей. Нам есть на что опереться при этом. Например, существуют книги типа «Школа творчества», в которых предлагаются упражнения для совершенствования творческой мысли и деятельности. Насколько эффективны такие упражнения для развития творческих способностей, сказать трудно. А вот о том, что они развивают гибкость ума, можно говорить с уверенностью.
Когда речь заходит о развитии творческих способностей, мы непременно затронем такое качество, как фантазия; человек, обладающий хоть толикой этого качества, т.е. практически каждый, обязан развить его.
Будите вашу фантазию, используя и оттачивая свой разум. Откройте глаза и уши, делайте тщательный отбор и пробуйте, умейте анализировать, не теряйте чутье и держите руку на пульсе всех событий. Дополняйте и развивайте ваши наблюдения, соотнося, например, ваши воспоминания с только что извлеченным материалом, сопоставляя одно с другим или давая свободный ход возникновению ассоциаций.
Старайтесь сразу записывать все, что приходит вам в голову в связи с определенными словами. Произнесите, например, слово «солнце» и тут же запишите все, что вам пришло в связи с этим словом в голову. Повторите то же самое со словом «работа». Вы будете поражены разницей. Если, скажем» при слове «солнце» вы невольно подумали об отпуске, то можете дальше развивать эту тему. При этом вы будете опираться не только на собственный опыт, но и на то, что почерпнули из чьих-то рассказов, картин и фильмов, либо просто на свои желания, на то, что является вам в самых смелых мечтах. Проделайте это же с другими понятиями, и вы убедитесь, что у вас не так уж и мало фантазии. То же самое вы заметите, если, например, во время долгой поездки в поезде начнете сочинять разные истории. Если вы смотрите в окно, то делайте это осознанно, и вы увидите очень много такого, что всегда казалось вам раньше серым и неинтересным или просто проходило мимо вашего сознания. Попробуйте затем привести увиденное или услышанное (например, шорохи) в соответствие с какими- то впечатлениями. Попытайтесь представить себе соответствующие действия и судьбы, конструируйте в уме драматические развязки, сочиняйте циклы взаимосвязанных историй — и вы увидите, что у вас это получится!
Нас захватывает сегодня — прежде всего благодаря телевидению — поток информации и впечатлений. Порой даже кажется, что нам требуются все более сильные раздражители — иначе к нашим эмоциям не пробиться. Достаточно вспомнить хотя бы о звукоусилительных установках различных рок- групп с их невообразимым шумом, во что нередко превращается современная популярная музыка. Даже если вы относитесь к поклонникам такого искусства, попробуйте просто вслушаться в тихие звуки музыки, уловить их чистые нюансы и представить себе то, что она вам навевает.
Современная электроника все больше внедряется в нашу жизнь, облегчая наш труд. Водопады информации обрушиваются на нас со всех сторон. Все это, конечно, впечатляет, но в духовном отношении мы отнюдь не становимся богаче. Безусловно, телевидение учит нас многому. «Телевидение обеспечивает нам постоянную связь с миром. Интересно, что делается это с невозмутимой улыбкой. Беда не в том, что телевидение пытается развлекать нас. Беда в том, что оно любую тему подает как развлечение. Иными словами, развлечение — это сверхзадача всего телевизионного дискурса. О чем бы ни шла речь и под каким бы углом зрения ни рассматривались события, основной посылкой является то, что это должно развлекать нас и доставлять нам удовольствие».
Все это не так страшно, если мы не отвлекаемся от чтения, поскольку чтение гораздо сильнее, чем электронные средства, развивает фантазию. Оно апеллирует к нашему воображению, а потому стимулирует развитие творческих способностей.
Весьма полезно, кроме того, посещать время от времени картинные галереи и музеи. Выставленные там экспонаты обычно выглядят отчужденно, и необходимо напрячь всю фантазию, чтобы представить себе все эти предметы в их естественной среде, там, где они когда-то находились. А как сильно развивается воображение, когда вы стоите перед произведением абстрактной живописи! Попытка понять его содержание уже сама по себе является хорошей тренировкой. Некоторые полагают, что творчеству должна сопутствовать и определенная атмосфера. Это, пожалуй, верно, но надо учитывать, что творческая атмосфера абсолютно индивидуальна и может быть самой разной. Опрос, проведенный не так давно одним рекламным специализированным журналом, показал, что даже внутри групп, связанных общей творческой профессией, на сей счет существует большой разброс во мнениях.
Как утверждает, например, один специалист по рекламным текстам, ему сначала необходимо настроиться на рабочий лад. Для этого ему нужна особая обстановка — словари, солидный письменный стол и хорошие сигары. Другой, карикатурист, воспринимает творчество как исключительно интеллектуальный процесс: сначала надо обозначить тему, сделать два-три наброска, и одно это уже натолкнет вас на правильную идею. По словам третьего участника опроса, графика, для творчества ему требуется физическая бодрость. Он любит хорошенько выспаться, так как от этого повышается самоотдача. Высоко ценит он и упражнения по системе йоги. А другой график советует перед началом работы собрать как можно больше сведений на нужную тему и, ни на минуту не отвлекаясь, заняться ее интеллектуальной обработкой. По мнению фотографа, на творчество влияет сама жизнь, общение с людьми, прежде всего с семьей, друзьями, клиентами. Он рекомендует сосредотачиваться на одном предмете, если вы хотите работать по-настоящему творчески. Напротив, специалист по промышленному дизайну утверждает, что в своем творчестве отталкивается главным образом от функций тех приборов и машин, которым он должен придать совершенную форму. Художник же считает, что необходимо все время быть наготове, потому что идеи, как правило, приходят в тот момент, когда их не ждешь.
Как видите, универсального рецепта не существует. Вы можете опробировать то, что здесь описано, хотя нет никаких гарантий, что именно таким путем вы сумеете развить в себе творческие способности. Может быть, вы найдете свой, совершенно особый способ. Только не рассчитывайте на то, что недостаток творческих сил вам помогут восполнить алкоголь или психотропные средства. До вас это тоже пробовали и убедились, что в большинстве случаев за кажущимся успехом обычно наступала катастрофа, рушились планы на будущее.
Творчество — это еще и результат активной деятельности. Творчеством надо заниматься на практике. Это наилучший способ тренировки, причем как профессиональные, так и любительские занятия предоставляют для этого массу возможностей.
Метки: Развитие личности