Собственно тренировка памяти начинается еще в ранней юности и проявляется нередко в детских играх. Хорошей тренировкой на развитие памяти является игра на запоминание. Сегодня, играя в эту игру с детьми, вам, возможно, уже трудно будет с ними состязаться.
Известно, что наша память проходит пик в своем развитии в 25 лет, а потому нам ничего другого не остается, как тренировать ее, чтобы поддерживать ее на должном уровне.
Общеизвестным является также, что от прочитанного мы запоминаем только 10 %, а от того, что слышим — 20 %. От увиденного мы запоминаем 30 %, а от того, что слышим и видим — 50 %. От того, что мы говорим сами, мы запоминаем уже 70 %, а от того, что делаем сами — 90%. Конечно, сказанное выше еще не свидетельствует о том, что все это мы запоминаем раз и навсегда, однако из этого вытекает, что чем конкретнее восприятие информации, тем больше шансов ее запомнить. Абстрактные описания менее выразительны, чем конкретное действие, поэтому мы должны попытаться наполнить их конкретным содержанием. Итак, речь идет о том, чтобы уметь представлять в своем воображении какие-то картины и развивать на их основе ассоциативную технику.
Представьте себе, что вам нужно выполнить какую-то задачу, например запомнить определенные пары слов. «Если речь идет о словах, обозначающих действие, то обычно подразумевается движение. Вам остается только представить себе такое движение. Приведем лишь два примера: при словосочетании смеяться — ехать вы представляете себе, как едете в машине и весело смеетесь; при комбинации петь — идти вы видите, например, как кто-то идет по лесу и громко поет».
Часто бывает также трудно запомнить имя, прежде всего, например, при знакомстве, когда имя называется лишь один раз. Если вы не сразу запомнили его или не уверены, правильно ли вы его произносите, то лучше переспросить. При этом не нужно стесняться, а думайте о том, что человек, которого вы спросили, поймет это скорее как проявление интереса к нему. Это может расцениваться лишь положительно. Уточнив имя, попытайтесь сразу же соотнести его с личностью собеседника, его внешностью, прической, манерой говорить и т. д. Проговорите затем это имя для себя несколько раз мысленно, а если вы продолжаете разговор, то обратитесь несколько раз к вашему собеседнику по имени.
Итак, внимание полезно, когда речь идет о запоминании, однако здесь имеется один нюанс. Так, в отношении слушания было установлено следующее: «Опытные слушатели умеют в нужный момент включать и отключать свое внимание, чтобы переработать полученную информацию. Выслушав, например, 4 — 5 пунктов, высказанных собеседником, они отключают свое внимание, чтобы переварить информацию (при этом, естественно, они не успевают следить за тем, что говорит собеседник). Как ни странно, но эффективность слушания в результате такого сознательного отключения внимания повышается». Разумеется, нельзя брать себе за правило не слушать собеседника, однако селективное слушание нередко вполне оправданно. Например, при длинных докладах, содержащих разделы, не имеющие для вас существенного значения.
Но возводить собственные способности в абсолют не стоит, как это было, например, в случае с «чрезмерным увлечением» так называемым коэффициентом умственного развития (intelligent quotient, IQ). Сомнительность такого подхода подтверждает один пример, который сам по себе должен был бы говорить в пользу IQ-тестов. Во время второй мировой войны в американской армии проводились IQ-тесты для отбора в офицерский состав. В результате такого отбора 90% офицерских должностей отдавалось кандидатам с коэффициентом умственного развития, равным 140. Кандидаты же с IQ, равным 110, занимали менее 50% офицерских должностей73. В то же время бывшие участники войны знают из личного опыта, что, когда дело принимает серьезный оборот, требуются прежде всего не интеллигентские качества, чтобы быть хорошим офицером, а больше солдатские.
В последнее время отношение к фактору IQ можно охарактеризовать скорее как скептическое. Более того, по этому поводу высказываются даже суждения, которые сводятся к следующему: «Слишком много интеллигентности мешает делу. Люди с коэффициентом умственного развития порядка 140 и выше слишком редко достигают
вершин в экономике». Может, им даже вовсе не интересно занимать посты, требующие от них чутья в понимании экономических процессов. То, что нам нужно, нельзя назвать ни балансом ума, чувств и силы воли, ни интеллигентским тормозом в лице председателя контрольного совета или коллегиального органа, которые в состоянии придать далеко идущим планам форму или отвергнуть их.
Было бы, конечно, хорошо, если бы пособия, т. е. картотеки, каталоги, домашние архивы и т. д., которые мы создаем дома, находили практическое применение. При этом вовсе не обязательно запоминать все, что у вас есть в наличии. Достаточно только знать, где что лежит, чтобы можно было ориентироваться. Это должно быть что-то вроде банка данных, состоящего из подобранных записей, цитат или газетных вырезок. Точных рекомендаций относительно того, как нужно классифицировать материалы по темам, нет, но нижеприведенный перечень подскажет вам, как разнообразить тематику:
1. Юрисдикция, законодательство.
2. Питание, одежда, жилье.
3. Психология, знание людей, руководство людьми, воспитание.
4. Отпуск, туризм.
5. Профессия (по возможности с указанием основных производственных задач)
6. Поддерживание и развитие отношений с партнерами и друзьями.
7. Хобби (в каких областях),
8. Литературное творчество с разбивкой по наименованиям и областям, о которых вы хотите написать.
9. Развлечения.
10. Интересные профессиональные возможности и профессиональная деятельность.
11. Личные и профессиональные методы планирования.
12. Умение вести переговоры, ведущие к успеху.
13. Нужные адреса.
14. Финансирование, финансовое планирование, доходы, имущество, обращение с деньгами.
15. Общие личные желания и возможности.
16. Книги, журналы, печатная продукция вообще, фильмы, слайды и т. д.; сюда можно отнести рекомендованные публикации.
17. Любовь, брак, семейные узы.
18. Что подарить, поздравления и слова благодарности.
19. Всевозможные контрольные записки к ежемесячным проверкам (каждое неучтенное «рацпредложение» откладывать в папку для повторного просмотра до тех пор, пока оно не займет место в нужной папке).
20. Поддержание спортивной формы — укрепление здоровья.
21. Имидж — как я хочу выглядеть в глазах других.
Если вы захотите составить себе такой список, то вы должны не просто взять и переписать то, что здесь написано, а составить индивидуальный перечень с учетом того, что вас интересует или имеет отношение к роду ваших занятий.
Список лишь подтверждает тот факт, что всего запомнить невозможно. Наша память в состоянии охватить лишь сравнительно небольшой круг вещей. Когда же объем информации значительно расширится, то нам и подавно нужно обращаться к письменным материалам.
В повседневной жизни нас окружает, кроме того, целая масса вещей, на которые может опереться наша память. Взять хотя бы записные книжки или настольные календари и многое другое.
Вашему вниманию сегодня предлагаются и электронные записные книжки, представляющие собой мини-компьютеры, калькуляторы, календари, а также электронные переводчики.
Метки: Развитие личности