Тренировка памяти

Собственно тренировка памяти начинается еще в ранней юности и проявляется нередко в детских играх. Хорошей тренировкой на развитие памяти является игра на запоми­нание. Сегодня, играя в эту игру с детьми, вам, возмож­но, уже трудно будет с ними состязаться.

Известно, что наша память проходит пик в своем разви­тии в 25 лет, а потому нам ничего другого не остается, как тренировать ее, чтобы поддерживать ее на должном уровне.

Общеизвестным является также, что от прочитанного мы запоминаем только 10 %, а от того, что слышим — 20 %. От увиденного мы запоминаем 30 %, а от того, что слы­шим и видим — 50 %. От того, что мы говорим сами, мы запоминаем уже 70 %, а от того, что делаем сами — 90%. Конечно, сказанное выше еще не свидетельствует о том, что все это мы запоминаем раз и навсегда, однако из этого вытекает, что чем конкретнее восприятие информации, тем больше шансов ее запомнить. Абстрактные описания менее выразительны, чем конкретное действие, поэтому мы должны попытаться наполнить их конкретным содер­жанием. Итак, речь идет о том, чтобы уметь представлять в своем воображении какие-то картины и развивать на их основе ассоциативную технику.

Представьте себе, что вам нужно выполнить какую-то за­дачу, например запомнить определенные пары слов. «Ес­ли речь идет о словах, обозначающих действие, то обычно подразумевается движение. Вам остается только предста­вить себе такое движение. Приведем лишь два примера: при словосочетании смеяться — ехать вы представляете себе, как едете в машине и весело смеетесь; при комбина­ции петь — идти вы видите, например, как кто-то идет по лесу и громко поет».

Часто бывает также трудно запомнить имя, прежде всего, например, при знакомстве, когда имя называется лишь один раз. Если вы не сразу запомнили его или не увере­ны, правильно ли вы его произносите, то лучше переспро­сить. При этом не нужно стесняться, а думайте о том, что человек, которого вы спросили, поймет это скорее как проявление интереса к нему. Это может расцениваться лишь положительно. Уточнив имя, попытайтесь сразу же соотнести его с личностью собеседника, его внешностью, прической, манерой говорить и т. д. Проговорите затем это имя для себя несколько раз мысленно, а если вы про­должаете разговор, то обратитесь несколько раз к вашему собеседнику по имени.

Итак, внимание полезно, когда речь идет о запомина­нии, однако здесь имеется один нюанс. Так, в отношении слушания было установлено следующее: «Опытные слу­шатели умеют в нужный момент включать и отключать свое внимание, чтобы переработать полученную инфор­мацию. Выслушав, например, 4 — 5 пунктов, высказан­ных собеседником, они отключают свое внимание, чтобы переварить информацию (при этом, естественно, они не успевают следить за тем, что говорит собеседник). Как ни странно, но эффективность слушания в результате та­кого сознательного отключения внимания повышает­ся». Разумеется, нельзя брать себе за правило не слу­шать собеседника, однако селективное слушание неред­ко вполне оправданно. Например, при длинных докла­дах, содержащих разделы, не имеющие для вас сущест­венного значения.

Но возводить собственные способности в абсолют не сто­ит, как это было, например, в случае с «чрезмерным ув­лечением» так называемым коэффициентом умственного развития (intelligent quotient, IQ). Сомнительность та­кого подхода подтверждает один пример, который сам по себе должен был бы говорить в пользу IQ-тестов. Во время второй мировой войны в американской армии про­водились IQ-тесты для отбора в офицерский состав. В результате такого отбора 90% офицерских должностей отдавалось кандидатам с коэффициентом умственного развития, равным 140. Кандидаты же с IQ, равным 110, занимали менее 50% офицерских должностей73. В то же время бывшие участники войны знают из личного опыта, что, когда дело принимает серьезный оборот, требуются прежде всего не интеллигентские качества, чтобы быть хорошим офицером, а больше солдатские.

В последнее время отношение к фактору IQ можно оха­рактеризовать скорее как скептическое. Более того, по этому поводу высказываются даже суждения, которые сводятся к следующему: «Слишком много интеллигент­ности мешает делу. Люди с коэффициентом умственного развития порядка 140 и выше слишком редко достигают

вершин в экономике». Может, им даже вовсе не инте­ресно занимать посты, требующие от них чутья в пони­мании экономических процессов. То, что нам нужно, нельзя назвать ни балансом ума, чувств и силы воли, ни интеллигентским тормозом в лице председателя конт­рольного совета или коллегиального органа, которые в состоянии придать далеко идущим планам форму или отвергнуть их.

Было бы, конечно, хорошо, если бы пособия, т. е. карто­теки, каталоги, домашние архивы и т. д., которые мы со­здаем дома, находили практическое применение. При этом вовсе не обязательно запоминать все, что у вас есть в наличии. Достаточно только знать, где что лежит, чтобы можно было ориентироваться. Это должно быть что-то вроде банка данных, состоящего из подобранных запи­сей, цитат или газетных вырезок. Точных рекомендаций относительно того, как нужно классифицировать матери­алы по темам, нет, но нижеприведенный перечень подска­жет вам, как разнообразить тематику:

1. Юрисдикция, законодательство.

2. Питание, одежда, жилье.

3. Психология, знание людей, руководство людьми, вос­питание.

4. Отпуск, туризм.

5. Профессия (по возможности с указанием основных производственных задач)

6. Поддерживание и развитие отношений с партнерами и друзьями.

7. Хобби (в каких областях),

8. Литературное творчество с разбивкой по наиме­нованиям и областям, о которых вы хотите напи­сать.

9. Развлечения.

10. Интересные профессиональные возможности и про­фессиональная деятельность.

11. Личные и профессиональные методы планирования.

12. Умение вести переговоры, ведущие к успеху.

13. Нужные адреса.

14. Финансирование, финансовое планирование, доходы, имущество, обращение с деньгами.

15. Общие личные желания и возможности.

16. Книги, журналы, печатная продукция вообще, филь­мы, слайды и т. д.; сюда можно отнести рекомендо­ванные публикации.

17. Любовь, брак, семейные узы.

18. Что подарить, поздравления и слова благодарности.

19. Всевозможные контрольные записки к ежемесяч­ным проверкам (каждое неучтенное «рацпредло­жение» откладывать в папку для повторного про­смотра до тех пор, пока оно не займет место в нужной папке).

20. Поддержание спортивной формы — укрепление здо­ровья.

21. Имидж — как я хочу выглядеть в глазах других.

Если вы захотите составить себе такой список, то вы должны не просто взять и переписать то, что здесь на­писано, а составить индивидуальный перечень с учетом того, что вас интересует или имеет отношение к роду ва­ших занятий.

Список лишь подтверждает тот факт, что всего запомнить невозможно. Наша память в состоянии охватить лишь сравнительно небольшой круг вещей. Когда же объем ин­формации значительно расширится, то нам и подавно нужно обращаться к письменным материалам.

В повседневной жизни нас окружает, кроме того, целая масса вещей, на которые может опереться наша память. Взять хотя бы записные книжки или настольные календа­ри и многое другое.

Вашему вниманию сегодня предлагаются и электронные записные книжки, представляющие собой мини-компью­теры, калькуляторы, календари, а также электронные пе­реводчики.






Метки:

Опубликовано в: Деловой успех