Цветовые контрасты

Цвета, находящиеся в композициях в окружении и близком соседстве с другими цветами, изменяются под влиянием взаимного воздействия. Это явление носит название одновременного контраста.

Изменение цвета в сторону потемнения или поевстлення в зависимости от окружения называется контрастом по светлоте. В результате воздействия светлотного контраста различие по светлоте у двух соседних цветов увеличивается. Особенно заметно явление контраста у границы двух соприкасающихся цветов. Это называется явлением краевого, или пограничного контраста. Явление краевого контраста исчезает, если соприкасающиеся плоскости отделить контурной линией.

Цветовой, или хроматический, контраст — это изменение цвета по светлоте и по оттенку. Серый цвет на различных цветных фонах приобретает хроматический оттенок. Так, на красном фоне он окажется зеленоватым, на зеленом — красноватым, на синем — пожелтевшим, т. е. серые цвета приобретают оттенки, противоположные цветам окружающих их фонов. Изменяются не только ахроматические, но и хроматические цвета: желтый узор па красном фоне становится лимонно-желтым, на зеленом фоне — оранжевым, а на синем фоне, не меняясь в оттенке, становится более желтым, более насыщенным. Из этого следует, что два дополнительных цвета (или близкие к дополнительным цветам), расположенные рядом, усиливают насыщенность обоих цветов. Цвета же, близкие по оттенку (например, голубой и синий), расположенные рядом, кажутся менее насыщенными.

Наибольшее контрастное изменение вызывают холодные цвета, наименьшее — теплые. Контрастное влияние фона возрастает по мере его насыщенности. Эффект контраста оказывается тем сильнее, чем больше по площади цветной фон по сравнению с узором. В целом можно сказать, что цвет в зависимости от окружения другим цветом всегда изменяется в сторону, противоположную окружающему цвету или в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.

Существует также явление последовательного контраста, возникающее при рассмотрении двух цветов не одновременно, а поочередно. Оно вызывается цветовым утомлением при длительном воздействии цвета на наш глаз. Цветовое утомление бывает тем сильнее, чем ярче и насыщеннее действующий цвет. Если продолжительное время смотреть па какой-либо хроматический цвет, насыщенность его заметно уменьшается; если смотреть на белый цвет, он темнеет, если на черный, — он светлеет.






Опубликовано в: Цветоведение тканей