БЕДНОСТЬ является результатом негативного настроя ума, через опыт которого проходит так или иначе почти каждый человек. Это первый и наиболее разрушительный из семя основных страхов, но это лишь состояние ума, и, подобно другим шести страхам, оно может контролироваться индивидом.
Тот факт, что значительная часть человечества рождается в нищете и что это следует принять как неизбежность и прожить с этим жизнь, указывает, насколько нищета является значительным фактором в жизни людей. Вполне может быть, что бедность — это испытательный замысел Создателя, с помощью которого он отделяет слабых от сильных, ибо примечательно, что те, кто одолевает нищету, становятся богатыми не только материально, но и духовно.
Я видел, что люди, одолевшие нищету, неизменно обладают обостренным чувством веры в свою способность справиться практически со всем, что стоит на пути их развития; тогда как те, кто принимает бедность как неизбежность, проявляют признаки слабости и во многом другом. Мне ни разу не случалось встретить кого-то, кто, признавая, бедность неизбежной, вместе с тем не потерпел бы неудачу также и в овладении тем великим даром, который Создатель предназначал как обязательный для всех людей, — стать хозяином энергии своего ума.
Все люди на протяжении жизни проходят через испытания при многих обстоятельствах, и тогда становится очевидно, сумели ли они воспользоваться этим Великим Даром. И я видел, что человеку даются определенные вознаграждения за признание и использование этого дара и налагаются определенные штрафы за небрежение им.
Одна из самых важных наград за его использование состоит в полной свободе от всех семи главных страхов, при полном доступе к волшебной силе веры, которая приходит взамен этих страхов.
Наказаний за пренебрежение к овладению и применению этого Великого Дара не перечесть. Кроме семи основных страхов, имеется множество других наказаний, не включенных в страхи. Одно из них — это полная невозможность добиться умиротворения.
В бедности есть немало достоинств, если личность соотносит себя с позитивным умонастроением, а не подчиняет ум фальшивой вере в его безнадежность или ленивой позиции, что от бедности не отбиться. Бедность может быть одним из замыслов, которую Создатель навязывает человеку, чтобы обострить его ум, поднять его дух, проявить его личную инициативу и заставить повести решительную борьбу против сил, которые ему противостоят, дабы он мог выжить.
Бедность может быть также инструментом Создателя, с помощью которого он загоняет человека в некое состояние ума, когда тот в конце концов раскрывается изнутри. В такой великой стране, как Соединенные Штаты Америки, у любого способного человека нет веской причины принимать бедность и терпеть все ее тяготы. Здесь,- как нигде в мире, есть тренировочная площадка для личной свободы, которая предлагает каждому индивиду наилучшие возможности для овладения и использования такого Великого’ Дара, как право на моделирование своей земной судьбы. И здесь, как нигде еще, личности обеспечены все постижимые мотивы, чтобы понять этот Великий Дар» и воспользоваться им. Отдача настолько велика, что индивид в буквальном смысле может «выписать билет себе самому».
Наилучшим показателем того, что судьба улыбнулась тем, кто рожден в бедности, является то, что человек, появившийся на свет среди роскоши, крайне редко делает что-либо для улучшения мира. Многие дети из очень богатых семей, никогда не имевшие шанса закалиться в бедности или борьбе, зачастую вырастают расслабленными и не имеют необходимой прочности или мотивации стать для кого-то полезными.
Когда фортуна улыбается человеку, обладающему большим богатством, она, как правило, выбирает лишь тех, кто добился богатства посредством полезной услуги, — не тех, кто унаследовал его или обеспечил его себе такими средствами, которые нанесли ущерб другим людям. Фортуна явно хмурится при виде неправедно добытого богатства и зачастую заставляет его таинственным образом испариться.
Становится ли бедность проклятием либо благословением, целиком зависит от того, каким образом человек с ней породнился. Если она принята в духе смирения, как неизбежная помеха, то она именно таковой и становится. Если же бедность воспринята как простой вызов, чтобы индивид выбился в люди, преодолев ее, тогда она становится благословением — фактически, одним из великих чудес жизни. Бедность может быть либо камнем преткновения, либо ступенью к возвышению до любых вершин успеха, надо только-настроиться на него всем сердцем и полагаться целиком на расположенность к нему и свои реакции на него.
Как бедность, так и богатство зависят от состояния ума! Они буквально следуют модели, созданной личностью, которая постоянно видит ее перед собой в своих мыслях. Раздумья о бедности притягивают свой материальный аналог, как и мысли о богатстве. Закон гармоничного притяжения переводит все мысли в родственные им материальные аналоги. Великая истина объясняет, почему большинство людей бывают несчастными и бедными всю свою жизнь. Они позволяют своим умам страшиться несчастья и бедности, и их мысли в основном концентрируются на этих обстоятельствах. Закон гармоничного притяжения, действуя, приводит их к тому, чего они ожидают.
Когда я был маленьким мальчиком, я слышал весьма взволнованную речь о бедности, надолго запечатлевшуюся в моем сознании, и я уверен, что эта речь сыграла свою роль в моей решимости одолеть бедность, невзирая на то, что я родился в бедности и никогда не видел ничего, кроме бедности. Речь эта исходила от моей приемной матери, после того как она появилась в нашем доме и взвалила на свои плечи заботу об этом одном из самых заброшенных и пораженных нищетой мест, какие я когда-либо видел.
Речь звучала так:
«Это место, которое мы называем своим домом, позорит всех нас и будет помехой для наших детей. Все мы здоровые телом люди, и нам не надо смиряться с бедностью, когда нам известно, что она бывает только от лени или безразличия.
Если мы останемся здесь и примем эти условия, в которых живем, наши дети вырастут и поступят так же. Я не люблю бедность; я никогда не считала бедность своим уделом и не примирюсь с ней!
Сейчас я не знаю, с чего мы начнем, чтобы вырваться из бедности, но думаю, что нам удастся справиться с ней, как бы долго это ни тянулось или какие бы жертвы нам ни пришлось принести. Я хочу добиться, чтобы наши дети получили хорошее образование, но и этого мало, я хочу, чтобы они загорелись желанием одолеть нищету.
Нищета — это болезнь, которая, если с ней мириться, так прилипнет, что от нее не освободишься.
Не позорно родиться в бедности, но уж куда как стыдно решить, что это наследие неустранимо.
Мы живем в богатейшей и величайшей стране, какой еще не порождала цивилизация. Здесь всякому, у кого есть гордость, открыты большие возможности, и если говорить о нашей семье, то мы должны создать для себя свои возможности, чтобы покончить с такой жизнью.
Бедность — это как прогрессирующий паралич! Она постепенно гасит стремление к свободе, лишает человека желания радоваться лучшему в жизни и подрывает личную инициативу. К тому же она приучает ум всего бояться, в том числе плохого здоровья, критики и физической боли.
Наши дети слишком юны, чтобы сознавать опасности принятия бедности как своего удела, но я постараюсь, чтобы они видели такие опасности, а также чтобы думали и о процветании, ожидали процветания и хотели уплатить за него свою цену».
Я процитировал эту речь по памяти, но, по сути, это то, что было сказано моей приемной матерью моему отцу вскоре после того, как они поженились. Тот «первый шаг» в разрыве с бедностью моя приемная мать сделала тогда, когда вдохновила моего отца пойти учиться в Луисвилльский стоматологический колледж и стать зубным врачом. Она заплатила за его учебу из страховки, полученной после смерти своего первого мужа. С дохода на эту инвестицию в моего отца она добилась для своих троих детей и моего младшего брата образования в колледже и вывела их на путь преодоления нищеты.
Что до меня, то она помогла мне добиться такого положения, при котором ныне покойный Эндрю Карнеги предоставил мне возможность, какую не получал до того ни один автор, — возможность многое узнать от пятисот высокопоставленных процветающих людей, сотрудничавших со мной в разработке для мира практической философии личного успеха. Философия, опирающаяся на профессиональные знания моих сотрудников, много выиграла от накопленного ими жизненного опыта.
Подсчитано, что мой личный вклад в будущее принес пользу миллионам людей примерно в двух третях мира, однако это целиком заслуга моей мачехи, когда она в той своей исторической речи развенчала бедность.
Итак, мы видим, что бедность может быть средством, подталкивающим людей к достижению глубинных целей. Моя мачеха не страшилась нищеты, а недолюбливала ее и отказалась ее принять. А Создатель неким образом благоволит к тем, кто точно знает, чего хочет и от чего отказывается. Моя мачеха как раз принадлежала к этим людям. Если бы она приняла бедность либо убоялась ее, то строки, которые вы сейчас читаете, никогда бы не были написаны.
Бедность — это великое переживание, но через него надо пройти и преодолеть его до того, как оно сломит вашу волю и независимость. Человек, никогда не испытывавший бедности, видимо, достоин сожаления, но человек, испытавший ее и смирившийся с ней как со своим уделом, еще более достоин жалости, ибо Он тем самым обрек себя на вечное бремя.
Большинство по-настоящему великих мужчин и женщин познали бедность на протяжении истории цивилизации, но они пережили ее, осудили, одолели и освободились от нее. Иначе Им бы никогда не добиться величия. Всякий, кто готов принять от жизни все что угодно, не желает быть свободным. Создатель каждому предоставил достаточно средств, чтобы определить свою земную судьбу, и они заключаются в привилегии освободиться от всего, что для человека нежелательно.
Бедность может быть в глубине своей благословением. Если ее принять как неустранимую помеху, то она окажется вечным проклятием.
Помните, что к боязни бедности липнут все похожие на нее страхи, включая страх физической и душевной боли.
Рассказывают историю об одном человеке, который умер и отправился в ад. Экзаменуя его на пороге ада, сатана спросил: «Чего ты больше всего боишься?» На что человек ответил: «Я ничего не боюсь». — «Тогда, — возразил сатана, — ты не туда попал. Мы поселяем здесь лишь клиентов, которые парализованы страхами».
Подумать только! Для бесстрашного человека в аду не нашлось места.
В связи с этим мне вспомнилась история, рассказанная Рубеном Дарби из Массачусетской компании взаимного страхования. Когда он был маленьким, его дядя управлял зерновой мельницей на плантации в Мэриленде, где жила одна негритянская семья. Однажды десятилетнюю девочку из этой семьи послали на мельницу попросить у владельца пятьдесят центов.
Владелец оторвался от работы, посмотрел на маленькую негритянку, остановившуюся на приличном расстоянии, и спросил: «Чего тебе надо?» Не двинувшись с места, девчушка ответила: «Моя мама просит передать ей пятьдесят центов».
С угрожающей интонацией в голосе и негодованием на лице владелец мельницы ворчливо ответил: «Ничего такого я не сделаю! Беги домой, не то получишь плеткой», — и продолжил работу.
Через какое-то время он поднял голову и увидел, что ребенок все еще стоит на том же месте. Он схватил бочарную планку и, угрожая девочке, сказал: «Если ты сейчас не уйдешь, я тебя вздую этой палкой. Иди же, не то я…» Но он не успел закончить фразу, как маленькая негритянка подскочила к нему, уткнулась в него лицом и пронзительно взвизгнула: «Моей маме нужны пятьдесят центов!»
Мельник медленно опустил палку, полез в карман, достал пятьдесят центов и отдал их девочке; та схватила монету, отбежала к двери, распахнула ее и выбежала вприпрыжку, а мельник стоял, широко раскрыв глаза и рот, размышляя о странном способе, каким маленькая негритянка взяла над ним верх, и это сошло ей с рук — такой реакции от негров здесь еще не видели.
Поистине, страх может превратиться в мужество, что и убедительно доказала девчушка.
Точно так же и бедность может обернуться изобилием и заметным достижением — факт, который моя приемная мать наглядно- продемонстрировала, вырвав нашу семью из объятий как нищеты, так и отчаяния. Она поняла, что ни одному человеку, который направляет свой ум на достижение конкретных целей, нет необходимости оставаться жертвой бедности или чего-то еще такого, чего он не желает.
Разница между бедностью и богатством измеряется не только деньгами или недвижимым имуществом. Имеется двенадцать богатств, одиннадцать из которых не материальны, они очень сродни духовным силам, доступным человечеству. Чтобы лучше понять, как превратить бедность в богатство, познакомьтесь с описанием двенадцати великих богатств.
Метки: Богатство