Физическая боль — это универсальный язык, на котором мать-природа разговаривает с каждым созданием на земле, и этот язык понимаем и уважаем всеми. Я еще не встречал здравомыслящего человека, который не страшится физической боли. Я не знал никого, кто не пытался бы любыми способами избежать физической боли. Однако боль — это одна из умнейших уловок природы, поскольку является средством, с помощью которого люди самых различных умственных способностей соблюдают закон самосохранения.
Когда физическая боль проявляет себя, человек откликается и стремится устранить ее причину. Если она приходит в виде головной боли, то толковый человек обычно ищет причину и нередко обнаруживает, что боль явилась следствием токсического отравления из-за неправильного применения лекарств. Доза порошков или клизма сразу приносит временное облегчение.
Менее толковый человек, испытывая боль, скорее всего, проглотит несколько таблеток аспирина и скажет: «Теперь, кажется, все пройдет». И боль действительно на время исчезает, но причина не устранена, а лишь временно парализован нерв, несущий предостерегающий вопль о боли от ее источника к мозгу, который мог бы и должен что-то предпринять.
Когда более мягкие формы боли не вызывают вопль и не могут подвигнуть человека на поиски причины, природа слегка ограничивает его передвижения, укладывает в постель удачным намеком на заболевание, пока не проведет весь комплекс работ по его физическому ремонту. Разумный человек никогда не говорит о болезни как о несчастье, а рассматривает ее как некое благословение, разновидность милостивой формы щедрости, проявленной к нему матерью-природой и продлевающей его жизнь.
Боль и физические недомогания являются проклятьем лишь тогда, когда они воспринимаются как таковые теми, кто не опознал в них предупреждения для их же блага, без которого никому бы не протянуть обычных три дюжины плюс десяток лет.
Когда природа госпитализирует человека, ложится ли он в больницу или соблюдает постельный режим дома, она изолирует его от активных действий, чтобы помочь задействовать все виды его энергии для самовосстановления. Кроме того, она дает ему желанный отдых и время для раскрытия внутренней энергии и способов приложения ума, а также погружения в медитацию и размышления относительно причины его недомоганий. Таким образом, он может осознать причину, связанную с разнообразными грешками, которых он мог бы избежать, если бы вслушался в голос боли.
Физический недуг настолько явно благотворен, что те, кто шлет открытки, выражая сочувствие заболевшим друзьям, лучше бы поздравили его примерно в следующих словах:
ПОЗДРАВЛЯЕМ: ТЕБЕ ПОВЕЗЛО С ПОЛУЧЕНИЕМ БЛАГОСЛОВЕННОЙ ПЕРЕДЫШКИ ДЛЯ ОТДЫХА, А ТАКЖЕ ЗАБОТОЙ ВЕЛИЧАЙШЕГО ИЗ ВСЕХ ВРАЧЕЙ — ДОКТОРА ВРЕМЯ, — КОТОРЫЙ ЗНАЕТ, ЧТО ТЕБЕ НУЖНО, И ПОЗАБОТИТСЯ, ЧТОБЫ ОНО У ТЕБЯ БЫЛО.
Воспримите этот позитивный подход к физическим недомоганиям и понаблюдайте, насколько хорошо ваша ментальная позиция служит устранению причины вашего недуга. Затем вы признаете, что физическая боль и болезнь — это благодеяния, без которых человек недолго бы прожил.
Наряду с универсальным языком боли природа изобретательно обеспечила нас средствами для того, чтобы боль стала терпимой. Когда боль становится невыносимой, человек просто погружается в бессознательное состояние.
Есть две формы боли. Одна — физическая, другая — ментальная, существующая лишь в уме. Большинство физических болей сильно преувеличены ментальной реакцией на них. Так, в стоматологии боль примерно на 10% физическая и на 90% ментальная. Большая часть страданий в стоматологии проявляется в форме страха, еще до того, как пациент уселся в кресло. Современная стоматологическая техника далеко не устранила действительной физической боли при лечении зубов; а современная психология, как показано в следующей главе, изъяла ментальную боль из стоматологии.
Преодоление физической боли бросает вызов тем, кто ищет умиротворения посредством самодисциплины. Это дает уникальную возможность человеку полностью контролировать свой ум, именно то, чем он должен овладеть, дабы в полной мере брать от жизни все на своих условиях. Станьте хозяином собственного аппетита, руководствуясь формулой, данной в следующей главе, — поставьте желудок под свой полный контроль, — и преодоление страха перед физической болью станет нетрудным.
Американские индейцы всегда отличались бесстрашием перед физической болью. Первоначально, до того как индейцы расслабились и поддались соблазнам пришедшего белого человека, они, будучи раненными, не переставали двигаться и занимались своими повседневными делами, словно ничего не случилось. Использовав это наблюдение, многие хирурги теперь советуют пациентам, перенесшим некоторые виды хирургических операций, вернуться к своему обычному ритму жизни вскоре после операции. Хирург признает, как это, наверное, делают и индейцы, что природа сама прекрасно лечит, когда человек полагается на нее и по-умному взаимодействует с ней.
В гористых местностях на Юге встречаются женщины, которые на следующий день после родов уже возвращаются к своей работе по дому или даже к полевым работам. На том кончаются их заботы с деторождением, в отличие от тех женщин, которым так много хлопот доставляет даже головная боль или простуда; и у них нет никакого страха перед физической болью.
В сражениях во время войны нередко случается, что солдаты продолжают воевать после тяжелого ранения, зачастую даже не ощущая боли до окончания боя. В напряжении битвы ум солдата так сосредоточен на его действиях, что он поднимается над страхом перед физической болью; поэтому солдат и не ощущает боли до тех пор, пока его чувства не вернутся в нормальное состояние.
Взяв за исходную точку этот реальный пример, вы легко поймете, что природа снабдила нас изумительным механизмом, благодаря которому мы можем подняться над физической болью и преодолеть любую форму страха, а также отринуть любую печаль и разочарование. Точная формула подобного успеха четко представлена в главе, где описано, как можно подготовить сознание к стоматологической операции.
В период моих более чем сорокалетних занятий по обучению Науке Успеха мне посчастливилось близко познакомиться практически со всеми известными типами человеческих проблем. Один из наиболее впечатляющих уроков, полученных мною, состоял в том, что очень преуспевающие, поистине великие люди, лидеры в своих сферах деятельности преодолевали страх как перед физической, так и перед ментальной болью. И наоборот, я видел, что неудачники нередко впадают в страх.
Вполне очевидно, что существует прямая и явная связь между преодолением страха перед физической и ментальной болью и достижением личного успеха в своем призвании. Поэтому преодоление физической и ментальной боли ясно указывает на то, что ум находится в полном распоряжении человека. Ум — это именно то, причем единственное, над чем Создатель даровал человеку привилегию абсолютного контроля.
Исследуя причины успеха и провала, я провел много занятий с мужчинами и женщинами разных профессий. Мне запомнилась вдова с довольно необычным характером, посещавшая один, из моих курсов в Вашингтоне, округ Колумбия. Она потеряла мужа в Первую мировую войну. Вскоре после войны она заболела и вынуждена была перенести хирургическую операцию. Первая операция оказалась неудачной, и ей предстояло пройти еще через две. Расходы, связанные с ее болезнью, вынудили ее продать свой скромный дом. Поэтому, когда она вышла из больницы после последней операции, ей негде было жить. У нее было двое женатых сыновей, но их жены не соглашались даже временно приютить ее. Брат и сестра тоже не хотели брать на себя заботы о ней до выздоровления.
Наконец пастор прежде посещаемой ею церкви взял ее за руку и привел к соседу, где она получила временный кров. Именно там я впервые встретил эту замечательную женщину: меня пригласили в надежде, что я помогу ей стать самостоятельной. Разумеется, это была благотворительная затея, и я не собирался брать плату за свою услугу, но был чрезвычайно поражен ее реакцией, когда предложил ей обучаться у меня бесплатно, и считаю эту реакцию классическим примером, достойным того, чтобы привести его здесь:
«Вы очень добры, — начала она, — но я всегда считала, что нельзя получить что-то даром.
Вы человек свободной профессии и зарабатываете на жизнь, обучая других людей сносной жизни. Поэтому я принимаю ваше предложение и настаиваю лишь на том, чтобы получить отсрочку с платой за учебу.
Действительно, я пострадала как от физической боли, так и душевных невзгод, но не перестала бороться. И не сломлена этими испытаниями. Сейчас у меня нет финансовых средств, но я не утратила каких-либо умственных способностей и воспользуюсь ими, поскольку, как велено мне Господом, я сама должна освободиться от нужды и избавиться от разных страхов.
Я потеряла мужа, но та же беда случилась и с тысячами других женщин, а я ничем их не лучше.
Мои дети и мои брат с сестрой не согласились помочь мне, когда я больше всего в этом нуждалась, но их отказ повредил им больше, чем мне, потому что лишил их возможности проявить милосердие к беспомощному человеку и предоставил мне возможность стать самостоятельной, воспользовавшись собственным умом.
Я не сожалею о перенесенных страданиях, поскольку они дали мне ту моральную опору, что позволит обрести свободу в дальнейшем.
И, — продолжала она, — я не держу обиды на свою семью за отказ вызволить меня из беды, так как их пренебрежение дало мне удивительную возможность соблюсти заповедь Господа прощать тех, кто травмирует нас: «ПРОСТИ НАМ НАШИ ГРЕХИ, КАК МЫ ПРОЩАЕМ ТЕХ, КТО СОГРЕШИЛ ПРОТИВ НАС».
Во время всех перенесенных злоключений я нашла семя равноценной пользы. Оно состоит в проявлении силы моего ума и средств, с помощью которых эту силу можно использовать, чтобы преодолеть грусть и страдания.
Но самая удивительная польза от моих злоключений состоит в моем открытии, что страдание, будь то физическая боль или нравственные муки, ставит человека в благоприятное положение для того, чтобы обратиться к Господу.
До того как мой муж погиб, я только называлась христианкой!
После пережитых злоключений, которые меня не сломили, я стала христианкой, и теперь я ЖИВУ СВОЕЙ РЕЛИГИЕЙ, ВМЕСТО ЕЕ ПРИНЯТИЯ КАК ЧЕГО-ТО, ВО ЧТО СЛЕДУЕТ БЕЗДУМНО ВЕРИТЬ.
Воистину, в час моего высшего страдания я обнаружила в себе собственную непобедимую душу! Поэтому вы, конечно, поймете, почему я не держу зла на своих родственников: именно потому, что их пренебрежение сблизило меня с силами собственного ума.
Я не терзаю себя жалостью к самой себе, но у меня сердце болит за свою плоть и кровь — своих родственников, ибо они оказались не готовы воспользоваться отличной возможностью открыть величие своего ума, проявив милосердие к человеку, который был вправе рассчитывать на их помощь».
Эта женщина занималась у меня, овладела Наукой Успеха, а позже президент Соединенных Штатов назначил ее на один из высших постов в правительстве. Со временем она организовала занятия для женщин, состоящих на службе в правительстве, где учила их, как обрести собственное мышление, используя философию Науки Успеха, в которой дано все, что известно об основах самоопределения.
Да, понадобилось нечто большее, чем три серьезных операции, утрата мужа, отказ родственников помочь в беде, чтобы взбодрить эту бесстрашную женщину, которая нашла путь к источнику энергии, пройдя через невзгоды и страдания, как духовные, так и физические.
Она нашла то «семя равноценной пользы», которое родилось из ее страдания, исключительно благодаря настрою на это своего ума! Она отыскала Дорожку к преобразованию негативных обстоятельств в позитивные блага — привилегия, которая по праву принадлежит всякому живому существу.
Страдание от физической или душевной боли, разочарования и печали является средством, благодаря которому человек либо обретает величие, либо совсем опускается на дно. Какой из этих возможностей он воспользуется, целиком зависит от его умственного настроя по отношению к ним. Для одного человека страдания становятся камнем преткновения, для другого — вроде вдовы, историю которой вы только что прочитали, — превращаются в ступени восхождения на новое жизненное плато, на котором человек ощущает себя хозяином всего, что попадает в сферу его внимания.
История вдовы была бы неполной без цитаты из ее любимой молитвы:
«Я прошу не об изобилии материальных — вещей, о, Господи, а лишь о том, в чем нуждаюсь. И я не прошу избавить меня от печалей и боли, но лишь дать наставление, как обратить их в мудрость, посредством которой можно приспособиться к общему плану и задаче жизни на земле. И я прошу не о благодеянии, которое по-разному доступно всему человечеству. Если мне . суждено быть уязвленной другими, я прошу лишь дать мне силы для прощения, чтобы они воспользовались привилегией сожалеть об этом. Наконец, я прошу лишь такого руководства на все случаи жизни, чтобы я могла хорошо приспособиться к ним путем их осознания».
Бесчисленное количество раз за свои сорок с лишним лет, отданных изучению поведения человека, я наблюдал мужчин и женщин, обретших свои духовные ценности благодаря физической или душевной боли.
Величайшая из известных мне женщин, моя приемная мать, провела значительную часть последних лет своей жизни в страданиях из-за почти невыносимой боли от артрита; и все же она сумела запустить предприятие, которое уже облагодетельствовало миллионы людей и которому суждено принести пользу еще многим миллионам. Ей я обязан за мое раннее обучение, которое в конце концов привело меня на службу к Эндрю Карне-ги, чтобы дать миру первую прикладную систему взглядов на личные свершения.
Не будь моя приемная мать прикована к креслу-коляске, никто бы и не заподозрил, что она испытывает постоянную физическую боль. Ее голос всегда был приятен, и она высказывала только позитивные мысли. Она никогда не жаловалась, но всегда находила слово для воодушевления всех, кто жил с ней рядом. Я уверен, что все знавшие ее и понимавшие, сколь велики ее физические страдания, испытали бы глубокий стыд, если бы как-то выказали страх перед какой-либо хирургической или стоматологической операцией. Мысленный настрой моей приемной матери в отношении физической боли был одним из важных факторов, сделавших ее поистине великой женщиной, любимой всеми, кто ее знал, и вызывавшей зависть некоторых своей строжайшей самодисциплиной.
Таким образом, мы снова видим, что умонастроение человека в отношении физической боли является чрезвычайно важным, что делает боль хозяйкой положения либо чем-то способным преобразоваться в некую форму благодеяния. Вместо размышлений о своей физической боли и жалоб по этому поводу моя приемная мать направляла свой ум на помощь другим — особенно членам нашей семьи; и тем самым сводила к минимуму последствия собственных страданий. Это может быть полезно для тех, кто позволяет своему уму зацикливаться на собственных неприятностях.
Не менее продуктивно и то соображение, что людям с якобы неразрешимыми проблемами лучше всего посмотреть вокруг себя и найти другого человека с такой же или более серьезной проблемой и помочь ему найти ее решение. Таким образом, негативно настроенный ум преобразуется и становится позитивным и используется во благо других людей; и есть один шанс из тысячи, что к тому времени, когда проблема другого человека разрешится, будет найдено решение и своей проблемы.
Позитивный ум является практически неодолимой силой, которую можно направить на достижение любой желанной цели, включая, разумеется, преодоление как ментальной, так и физической боли. Позвольте мне снова напомнить вам, что позитивный ум является первым из двенадцати великих жизненных обретений.
В следующей главе четко описана формула поддержания позитивности ума. Овладейте этой формулой, научитесь ее применять, и вам уже будет не страшна ни, физическая, ни душевная боль. Вообще говоря, вы совсем перестанете чего-то бояться. Вы уже не будете ощущать себя на уровне посредственности из-за навязанных самому себе ограничений в связи со своим занятием либо какой-то стороной своего быта. Вам уже не потребуется ничья помощь, скорее, вы сами сможете предложить помощь многим.
Большинство людей всю свою жизнь осуждают себя на тюремные условия, хотя у них есть ключи от тюрьмы, но они об этом и не догадываются. Они живут в плену мысленно навязанных себе же ограничений либо позволяя другим людям навязывать эти ограничения. Ключи — та сила, которую дал Создатель каждому, чтобы полностью распоряжаться своим умом и направлять его на решение всех проблем, на достижение всех желанных целей.
Тот, кто полностью использует силу своего ума, никогда ничего не боится, ничем не ограничивает себя в стремлении к желанной цели, с легкостью притягивает к себе сверхизобилие всего, что вкупе составляет личный успех.
Всякая форма страха не только обрекает человека на неудачу в связи с его призванием, но и становится главной причиной негативных результатов большинства молитв. Противоположностью страха является вера, а вера есть хозяйка всего, что для человека нежелательно, средством достижения всего, что человек хочет.
Лишь признание, что человек является обладателем ума, не имеющего ограничений, за исключением тех, которые он сам для себя установит, позволяет ему подняться над страхом перед всякой физической болью.
Недавно зубной врач, который лечил мои зубы, рассказывал другому своему, пациенту, как я переносил стоматологические операции, совершенно не чувствуя боли и всяких неудобств. Пациент был священником, и все же он выразил сомнение, что такое доступно любому человеку. Интересно, что это был за священник. Большинство священников знают, что сила ума безгранична, когда стимулируется верой. Всем терапевтам и дантистам известно, что чаще всего страх причиняет человеку больше боли, чем физический недуг, от которого он страдает.
Таким образом, вероятно, и терапевт, и дантист будут приветствовать выход этой книги, которая учит, как подготовить свой ум к стоматологической или хирургической операции, чтобы не испытывать страха. Книгу будут приветствовать, поскольку она облегчает бремя и терапевта, и дантиста, пациенты которых смогут уменьшить свои страдания, идущие от страха боли.
Верно не только то, что физическая боль является универсальным языком, на котором природа говорит со всеми живыми созданиями, но и то, что с этим языком связан и хитроумный совет: обязательно следовать велениям боли, не поддаваясь ей. Когда физическая боль становится невыносимой, природа дает человеку забытье, чем еще раз доказывает, что она стремится к равновесию во всем и никогда не разрешает кому-либо страдать от любой формы боли или неудобства, не предоставив средств для их устранения.
Изучив сначала важные пути, какими идет природа, врачи фактически избавили женщин от страха перед деторождением, использовав метод под названием «сумеречный сон», который доводит пациентку до полубессознательного состояния. Сумеречного сна можно добиться небольшими гиподермическими инъекциями, не вызывающими боли, либо лечением с помощью терапии внушения (частичного гипноза).
При применении гипноза сознание на время отключается, и врач может дать пациенту указания через его подсознание. Посредством такого метода врачевания подсознание может получить указание в любой форме, какая требуется индивиду для преодоления физической боли или негативного состояния ума, погружающего его в пучину отчаяния и страха.
Гипноз — это еще одна милость природы, которая ею предоставлена для защиты индивида как от ментальной, так и физической боли, а также как средство, с помощью которого индивид может настроить свой ум на достижение любой желанной цели, например для замены нищеты на изобилие и финансовое процветание.
Самовнушение (самогипноз) применяется уже давно, независимо от того, признают люди этот факт или нет, хотя, к сожалению, большинство людей бессознательно пользуются этим мощным средством, доводя себя до нищеты, ухудшения здоровья, несчастья, обрекая себя на страхи и самоограничения во всех мыслимых формах. Негативное применение самовнушения имеет место, когда Индивид позволяет себе поддаться страхам и беспокойству, зацикливается на обстоятельствах и вещах, нежелательных для него.
Позитивное применение самовнушения, посредством которого человек фиксирует свой ум на благоприятных обстоятельствах, более полно описывается в последующих главах. Формула, по которой достигается эта цель, проста и всегда находится под контролем человека.
Когда самовнушение используют двое и более людей, работающих в совершенной гармонии ради достижения конкретной цели, например муж и жена, занятые сексом, результат нередко граничит с чудом.
По мере прочтения книги в вашем распоряжении окажутся некие значимые полезные силы, с которыми автор желает вас детально ознакомить. Вот некоторые из них:
1. Самовнушение. Средство, с помощью которого человек может дать указание подсознательному уму по любой желанной цели, придав больше эмоциональности своим желаниям и часто их повторяя, как это рекомендуется в последующих главах.
2. Превращение. Акт замены какой-то формы, сути или мысли на другую, например переключением ума с мыслей о страхах, несчастье и нищете на мысли об изобилии, счастье и успехе. Мощная форма превращения может иметь место, когда кто-то начинает поиски «семени равноценной пользы» во всех неприятных обстоятельствах и направляет свой ум на прорастание каждого семени, вместо того чтобы настраивать его на размышления об обстоятельстве, которое произвело это семя.
3. Конструктивный ум. Союз двух или более умов, находящихся в состоянии полной гармонии, ради достижения конкретных целей. Наиболее глубокий альянс конструктивного ума может существовать между мужем и женой.
4. Самогипноз. Гипноз — весьма хитроумное средство, предоставленное природой ради достижения любой желанной цели. С его помощью индивид может полностью владеть своим умом и направлять его либо на негативные, либо на позитивные цели. Привилегия контроля над умом является единственной привилегией человека, которую Создатель дал ему, а самовнушение, или самогипноз, — это средство, которое может быть либо проклятьем, либо благословением, в соответствии с тем, как оно воспринято и применено. Самогипноз — одно из важных технических средств, с помощью которого автор предрасположил умы миллионов людей к достижению финансового процветания и умиротворения.
5. Подсознание. Подсознание — область мыслей, чувств, представлений, или врата к Бесконечному Интеллекту. Они могу быть распахнуты и использованы ради любой желанной цели с помощью формулы, представленной в следующей главе. Именно через эти врата должны возноситься все молитвы. Помните, что именно через врата, когда они распахнуты, тотчас же устремляются негативные мысли других людей; какие бы мысли человек ни излучал, они вернутся назад в умноженном числе, в виде благословения либо проклятья. Один великий философ выразил эту глубокую мысль весьма кратко: «Что бы вы ни делали другому или ради другого мысленно, вы делаете это для себя». Потому лучший способ защититься от потока негативных мыслей других людей — так загрузить «вещательную станцию» передачей позитивных мыслей, что не останется свободного времени для приема негативных. Эта формула неуязвима; она практична и находится под контролем индивида.
Негативные мысли других людей могут проникнуть в ум человека через шестое чувство, но способны тут же превратиться в свою противоположность и направиться, через самовнушение, на получение желаемых обстоятельств и вещей. Это самая полезная из известных человеку форм превращения мысли, и с ее помощью индивид может стать полным властелином своего собственного ума.
Не стесняйтесь применять термины «самовнушение» и «самогипноз» из-за того, что вы их не совсем поняли. Простая истина такова, что вы постоянно пользуетесь этими принципами, осознавая это или нет. Чтобы не использовать их слепо с деструктивными целями, лучше усвойте их и примените сознательно ради достижения желаемого.
В этом принципе, который привел столь многих людей к неудачам, заключены и возможности для успеха, когда принцип понят и применен с конкретной целью.
Метки: Проблемы