Установить хорошие контакты помогает также умение понимать других. При этом мы имеем в виду умение слушать собеседника, слушать внимательно и с интересом.
«Как утверждают специалисты, мы ежедневно теряем миллионы на том, что вынуждены заново писать сотни тысяч писем, совершать повторно телефонные разговоры — и все из-за того, что невнимательно слушали». Неумение слушать собеседника является не только «дорогим удовольствием», но и считается проявлением невежливости. Одно мы должны уяснить себе: не все из того, что мы слышим, мы можем понять, поэтому мы должны рассматривать слушание как процесс, распадающийся на следующие стадии: восприятие — осмысление — оценка — ответ.
Следует подчеркнуть, что умение слушать есть качество, выходящее за рамки личной беседы, но независимо от того, ведете ли вы разговор на частную, служебную или деловую тему, вы должны показать, что вам это интересно. Так, задавая по ходу беседы уточняющие вопросы — но не перебивая при этом собеседника! — делая понимающие жесты и вставляя меткие замечания, вы составите о себе впечатление как о человеке, умеющем слушать.
Вы должны не просто внимать тому, что говорят другие. Покажите, что вам интересно их мнение. Попробуйте глядеть на вещи, о которых вам рассказывают, глазами других. Выразите, насколько это можно, свое соучастие, понимание проблем, желаний и взглядов, высказанных собеседником. Вы ничего не потеряете, если подчеркнете, что идеи и предложения, выдвинутые собеседником, просто гениальны. Не стесняйтесь говорить и о собственных недостатках, когда вы уже перейдете на доверительный тон. Это поднимет вас в глазах других, сделает более человечным, а потому и вам будут отвечать доверием. Тогда вам легче будет, например, высказать сотруднику порицание, если тот того заслуживает.
Метки: Окружающий мир