Механическое смешение цветов, или субтрактивный синтез цветов

Образование новых цветов может происходить не только путем суммирования различных световых потоков, но и путем вычитания цветовых компонентов, как это делается при субтрак-тивпом синтезе цветов. Вычитание цветовых компонентов можно производить пропусканием светового потока через прозрачные, различно окрашенные среды: цветные стекла, растворы, слои печатных красок. Если на пути потока белого света, являющегося смесью излучений’красной, зеленой и синей зон спектра, поставить желтый и пурпурный светофильтры, то глаз будет воспринимать красный цвет, пропускаемый обоими светофильтрами. Излучения синей зоны поглотит желтый светофильтр, а излучения зеленой зоны — пурпурный.

Если на пути белого света установить один за другим желтый, пурпурный и голубой светофильтры, то они поглотят весь свет и возникнет ощущение черного цвета. Таким образом, цвет, получаемый на основе субтрактивного синтеза, является следствием поглощения (вычитания) из белого спета лучей тех или иных зон спектра.

Применение для субтрактивного синтеза трех одноцветных составляющих, пропускающих соответственно лучи одной зоны спектра (красной, зеленой или синей), невозможно, так как попарное их использование приведет к полному поглощению света. Действительно, каждая одноцветная составляющая пропускает лучи одной зоны (треть) спектра, а поглотит лучи остальных двух зон. Так, при последовательном прохождении белого света через красный и зеленый светофильтры, первый пропустит красные лучи спектра и поглотит лучи зеленые и синие. Зеленый светофильтр поглотит красные и синие лучи. В результате весь белый свет будет поглощен и возникнет ощущение черного цвета.

Поэтому для субтрактивного синтеза в качестве одноцветных составляющих применяют желтый, пурпурный и голубой, каждый из которых пропускает две трети спектра.

Субтрактивный синтез лежит в основе смешения красителей в процессе крашения и печатания текстильных материалов. Для точного определения результата субтрактивного синтеза необходимо знать спектральные характеристики одноцветных составляющих. Характерным для субтрактивного синтеза является то, что результат смешения цветов определяется не столько тем, какие лучи краситель или слой пропускает, сколько тем, какие лучи он поглощает.

Для создания широкой гаммы цветов при значительном сокращении работ по подготовке цветов для красителей различных классов разработаны и продолжают разрабатываться методы расчета рецептур путем смешения красителей трех основных цветов различной концентрации в различном соотношении. Применяется так называемая триада, состоящая из следующих красителей: желтого, пурпурного, голубого (длина волны их максимального поглощения соответственно равна 436; 546 и 700 нм). Красители должны удовлетворять не только колористическим требованиям, но и быть совместимыми, т. е. между красителями в красильной ванне не должно быть взаимодействия, они должны иметь одинаковую скорость выбирания, при этом должен отсутствовать эффект взаимного блокирования в процессе сорбции.

Для успешного проведения на производстве работ по созданию нужных тонов необходимо изучить свойства выпускаемых красителей, тон красителей в различных разбавлениях и их физико-химические свойства (прочность окраски). Для смешения, как правило, применяются красители одного класса и в большинстве случаев одной группы.

При создании различных тонов следует стремиться к получению гармонических сочетаний, вызывающих впечатление общей согласованности.






Опубликовано в: Цветоведение тканей