Краткая характеристика парка швейных машин цепного стежка

В основу характеристики парка швейных машин положим классификацию стежков.

Машины, выполняющие стежки класса 100, объединены типом стежка в один класс, но имеют значительные конструктивные различия. Во-первых, они делятся па две группы по типу стежков — для образования стежков на основе стежка типа 101 и для образования стежков на основе стежка типа 103. Вторая группа машин больше известна специалистам под названием подшивочных, или стегальных.

Машины первой группы, в свою очередь, делятся по типу рабочих органов па две подгруппы — с вращающимся и с колеблющимся петлителем, причем вращающиеся петлители используются как малые, так и большие.

Отечественная промышленность выпускает с малыми вращающимися петлителями только малогабаритные машины (28 и 245 кл. ПМЗ) с уменьшенным вылетом (не более 155 м) и частотой вращения главного вала в пределах 3000—3500 обмин, используемые для пошива головных уборов.

Большой вращающийся петлитель обычно используется тогда, когда машину однониточного цепного стежка делают на базе челночных машин. Размеры петлителя здесь таковы, что при замене им челнока сохраняется максимальная преемственность и в первую очередь при захвате петли-напуска иголы-юй нитки. Естественно, что габаритные размеры и скоростные характеристики соответствуют базовой машине. До сих пор такие машины в основном используются для временных строчек, однако в них заложены большие резервы, в частности, возможность прокладывания отделочных строчек. В СССР выпускается машина 222 кл. ОЗЛМ: вылет нормальный — 260 мм, частота вращения главного вала — 2500 обмин.

Машины с колеблющимся петлителем обладают более устойчивым петлеобразованием, по меньшей быстроходностью и используются для «трудносшиваемых» материалов. Отечественная промышленность выпускает машину 66 кл. ПМЗ, разработанную

па базе бытовой машины (вылет 175 мм, частота вращения главного вала 1200 обмин).

Подшивочные и стегальные машины характеризуются наличием кривой иглы и односторонностью подхода шьющих органов к материалу. Наиболее известными машинами этого типа являются машины фирмы «Штробель» (ФРГ). Отечественное машиностроение выпускает малогабаритную машину 85 кл. ПМЗ. В рамках СЭВ машины с большим вылетом выпускает ВНР двух типов С8—761 и Ся—790. Все эти машины выполняют одиоииточпый стежок типа 103. В последнее время появляется информация о выпуске па таких базах машин двухниточного потайного стежка, обеспечивающих лучшую застилае-мость и прочность шва. В качестве примера можно указать машину класса 284-10-11 фирмы «Штробель». Частота вращения главного вала машин потайного стежка обычно не превышает 3000—3500 обмин.

Очень широкое распространение, особенно в трикотажной промышленности, имеют машины, выполняющие стежки класса 400 [14]. По типам стежков их укрупненно можно разделить па две группы — прямострочные и для зигзагообразных строчек, причем основную массу машин составляют машины первой группы. Образование стежков одного и того же типа производится в машинах различным набором рабочих органов, взаимодействующих с иглой: петлителем, совершающим сложное пространственное движение; петлителем и ширителем; петлителем, совершающим колебательное движение. Наибольшее распространение пока имеют машины первого типа, т. е. с петлителем, совершающим сложное движение. В качестве примера можно указать машины на базе классов: 876 ПМЗ, 261 фирмы «Ри-мольди», 8410 фирмы «Текстима», 31200 фирмы «Юнион спешл», О XV-100 фирмы «Ямато». Чатота вращения главного вала этих машин 5000—6500 обмин.

Образование двухниточного стежка с помощью петлителя и ширителя производится, например, в машине класса 300У405 фирмы «Зингер». Такой принцип образования стежков позволяет выполнять на машине многолинейные независимые строчки с большим расстоянием между ними, а также использовать беспосадочное продвижение материала (отклоняющиеся иглы).

Третий принцип образования стежка — с помощью одного колеблющегося петлителя — находит пока применение только в перчаточных колонковых машинах. Колонка имеет очень малые размеры, диаметр порядка 12—15 мм. Продвижение происходит верхним транспортером. Эти машины в основном тихоходные.

Машины для зигзагообразной цепной строчки выпускают некоторые фирмы, такие как «Юнион спешл» (например, класс 53100 К — одпоигольная, класс 53400 — двухигольпая), «Римольди» (на базе класса 267). Частота вращения главного вала этих машин — в пределах 4000—5000 обмин.

Конструктивное исполнение машин цепного стежка класса 400 характеризуется большим разнообразием. Наибольшее распространение получили машины с плоской платформой. Отечественная промышленность выпускает такие машины на базе 876 кл. — для трикотажной и швейной промышленности, а на базе 238 кл. — для зашивания мешков. Ряд фирм выпускает машины с полурукавной платформой, т. е. рабочая часть обычной плоской платформы выполняется в виде цилиндра, что создает удобства для обработки изделий замкнутой формы. Здесь как пример следует отметить машины 53 и 55 кл. фирмы «Маузер специаль». Ряд машин имеет полностью рукавную платформу. Размеры сечения платформы в этом случае значительно меньше по сравнению с предыдущими машинами. Из рукавных машин можно отметить машину 31200 Р-18 кл. фирмы «Юнион спешл». В машинах рассматриваемого класса находят применение и специальные платформы различной формы, среди которых следует отметить отечественные машины 474 и 237 кл. ПМЗ. Двухниточный цепной стежок применяется и в машинах с дисковым продвижением материала, при этом в его образовании участвуют петлитель и ширитель. В качестве примера можно указать машину для регулярного трикотажа 155 кл. фирмы «Римольди».

В машинах для стежков класса 500 обычно все типы стежков выполняются, по возможности, на одной базе [5, 13, 15, 16]. Однако по конструктивному исполнению и виду продвижения материала все эти машины делятся на две группы: машины с реечным транспортером применяются для соединения деталей с одновременной обметкой срезов в трикотажной и швейной промышленности, с дисковым транспортером — для соединения регулярного трикотажа, меха, пошива перчаток. Среди основных типов машин первой группы следует отметить конструктивные ряды на базе классов: 208 (плавная регулировка длины стежка) и 1208 (регулировка длины стежка сменой эксцентриков) РЗЛМ, 227 (плавная регулировка) и 228 (смена эксцентриков) фирмы «Римольди», МО-800 фирмы «Джуки», 8514 фирмы «Текстима», 997 фирмы «Зингер». Все эти машины с прямой иглой. Из машин с кривой иглой наибольшее распространение имеют машины конструктивного ряда на базе класса 39500 фирмы «Юнион спешл». Частота вращения главного вала этих машин находится в пределах 5000—8000 обмин.

С дисковым транспортером фирма «Римольди» выпускает машины классов 050, 051, 053, 054 — для пошива перчаток, регулярного трикотажа и меха. Привод петлителя кулачковый, что позволяет работать на этих машинах при частоте вращения главного вала не более 3000—3200 обмин. Для пошива перчаток недавно появилась машина 60 кл. фирмы «Поркерт» (ФРГ) с двумя петлителями. Частота вращения главного вала рекламируется до 4000 обмин.

Среди машин обметочного стежка особое место занимают машины для специальных целей: соединения технических тканей швом встык, обметывания срезов ковров и других операций. Они устанавливаются на специальных тележках и перемещаются обычно вдоль среза обрабатываемого материала. Имеются сведения и о ручной машине обметочного стежка «Ваву Госк» фирмы «Джуки» [15]. Она имеет свой электропривод и применяется в индивидуальном производстве с частотой вращения главного вала до 1300 обмин.

Машины для выполнения стежков класса 600 в большинстве своем разрабатываются в одном конструктивном ряду с машинами для стежков класса 400, но имеют еще дополнительно механизм раскладчика покровной нитки. Отечественное машиностроение выпускает такие машины на базе 876 кл. ПМЗ.

Отличительную конструкцию имеют многониточиые машины, известные больше под названием «флатлок». Платформа у них обычно рукавная специальной формы с очень малым сечением.

В последние годы стали широко использоваться машины, в которых одновременно выполняется несколько строчек. Причина— резкое повышение производительности оборудования. Такие строчки в иностранной литературе объединяются единым термином: ЗаГеРу ЗШН па английском языке, ЗкпегЬеизпаЫ — на немецком. Конструкция машин для выполнения этих строчек в значительной степени зависит от типа строчки, т. е. от комбинации входящих в нее стежков. Как уже было показано в предыдущей главе, здесь имеются три комбинации стежков: 500 + 400, 300 + 500, 400 + 600.

Первая комбинация имеет наибольшее распространение, и конструкции машин делятся на две группы в зависимости от того, какая из машин взята за основу. Чаще всего за базу выбирается машина обметочного стежка (класс 500), а строчка класса 400 выполняется специально включенным в состав машины механизмом. Так сделано, например, в машинах 408 кл. РЗЛМ, конструктивных рядах 229 кл. фирмы «Римольди» и 851450 кл. фирмы «Текстима», в машинах МО-357 и МО-816 кл. фирмы «Джуки».

Другая группа машин построена на основе машин для стежков класса 400. В этом случае стежок класса 500 выполняется приставкой. Приставку такого типа, называемую «Мап 5е^», выпускает фирма «Зингер». Такая приставка, но с одновременным обметыванием двух сшиваемых полотен, применена фирмой «Пфафф» в машине класса 5463-83332 В5. Аналогичный стежок выполняет машина 1497 кл. 03ЛМ, где в основной машине (на базе 97 кл.) челнок заменен петлителем и ширителем.

Вторая комбинация, 300 + 500, как правило, обеспечивается машинами на основе челночных машин, а обметывание выполняется с помощью приставки. Отечественное машиностроение выпускает машины 797 и 1097 кл. ОЗЛМ. Отметим, что была попытка разработки машины (61 кл. ПМЗ) на основе обметоч-ной, однако она не получила распространения.

Третья комбинация обычно обеспечивается теми же машинами, на которых выполняются стежки классов 400 и 600. Как пример можно назвать машины фирмы «Юнион спешл» (США) 52900 ВЬ, 52900 ВЗ кл. и др. Особенность этих машин заключается в том, что они, выполняя комбинации стежков 805 (401+602) и 806 (401+401+602), как бы имитируют краеоб-меточный стежок с укрепляющей строчкой. Обычно правая игла, участвующая в выполнении стежка типа 602, не прокалывает материал, а проходит рядом с его срезом с внешней стороны и взаимодействует с петлителем, раскладчиком и второй иглой, прокалывающей материал, па расстоянии, равном расстоянию между иглами. Такие машины, как правило, оснащены механизмами обрезки срезов материала перед нажимной лапкой.

Скоростные характеристики машин для комбинированных строчек определяются теми машинами, которые берутся за основу.

В заключение укажем долю машин цепного стежка в общем выпуске отечественных швейных машин по заводам (табл. 2.1).

Из табл. 2.1 видно, что два из четырех заводов специализируются на выпуске машин цепного стежка. На ПМЗ в последние годы резко увеличилась доля машин цепного стежка. И даже на ОЗЛМ, специализирующемся на выпуске челночных швейных машин, появились в номенклатуре машины цепного стежка.






Опубликовано в: Швейное оборудование