Методика выбора оптимальных механизмов базовой модели машин цепного стежка

Исходя из анализа результатов эксплуатации, теоретических и экспериментальных исследований функциональных механизмов машин цепного стежка, можно выбрать наилучшие конструктивные схемы и оптимальное их взаимосочетание.

Для этого необходимо составить их классификацию по элементам, с учетом их конструктивных особенностей и возможности взаимной совместимости.

Заметим, что это лишь начальная стадия такого выбора. Методика выбора оптимальных механизмов базовой модели и решения задачи рационального оснащения модификаций швейных машин элементами специализации и автоматизации достаточно сложна и выходит за рамки данной книги.

Общая характеристика. Швейная машина 28 кл. (рис. 3.1) предназначена для выполнения различных операций однониточной цепной строчкой (тип 101) при пошиве головных уборов. Ее можно использовать для сшивания других изделий в два слоя, а также для выполнения наметочных операций.

Машина праворукавная (с уменьшенным вылетом рукава — 155 мм), имеет небольшие размеры и для удобства обработки различных деталей, особенно цилиндрических, головка 3 устанавливается на специальной подставке 4. В машине предусмотрена съемная плоская платформа .

На машине шьют плотные, в несколько слоев, материалы. Например, при пришивании околышей фуражек игла должна прокалывать слой прессованного картона и два слоя сукна. Прокалывание таких материалов требует значительного усилия (10 кг и более), которое передается по всей кинематической цепочке привода игл. Поэтому кинематическую цепочку привода игл следует выбирать как можно короче. В ранее выпускаемых машинах приводной шкив 2 устанавливался на нижнем валу, т. е. на валу, расположенном в платформе машины. Передача движения к верхнему, игольному валу осуществлялась двумя парами конических шестерен. Таким образом, в период прокалывания материала шестерни находились под значительной нагрузкой, что приводило к сбиванию их крепления на валах. В последних моделях машин шкив перенесен на верхний вал, что позволило значительно разгрузить конические шестерни. Сле-дует заметить, что конические шестерни окончательно обрабатываются в сборе, и поэтому поставляются и заменяются только комплектно, парами.

Машина шьет прямой вертикально движущейся иглой. В процессе образования стежков участвует равномерно вращающийся петлитель. Продвижение материала осуществляется зубчатой рейкой в направлении от оператора. Смазка машины индивидуальная.

Машина состоит из рукава и платформы, выполненных в виде единого корпуса. В рукаве смонтированы механизм иглы и узел прижимной лапки, в платформе — механизм петлителя и механизм продвижения материала.

Для удобства выполнения различных технологических операций и расширения технологических возможностей машины па платформе устанавливается направляющая линейка, а также к машине прикладываются сменные детали: однорожковая простая лапка, шарнирная лапка и игольная пластина.

{Машина устанавливается на индивидуальном столе. Непосредственно к крышке стола крепится подставка 4, а па ней — головка машины]?. Главный вал получает вращение с помощью клиноременной передачи от фрикционного электропривода, устанавливаемого под крышкой стола.

Вращение главного вала —против часовой стрелки, если смотреть со стороны шкива. Включение двигателя кнопочное, кнопка расположена справа под крышкой стола. Машину включают нажатием на правую педаль. Левая педаль служит для подъема лапки. Машина заправляется ниткой от бобины, установленной на бобинодержателе справа сзади па крышке стола, у В машине регулируются: натяжение нитки, давление лапки на материал, длина стежка и высота стола.

Механизм иглы. Механизм иглы представляет собой плоский аксиальный (центральный) кривошипно-ползунный четырехзвенник ГАВС (рис. 3.2, а), где роль ползуна выполняет игловодитель с закрепленной в нем иглой Размеры механизма, мм: Л5 = 12,5; 5С = 38,0. Таким образом, при вращении главного вала игловодитель совершает возвратно-поступательные движения, и величина его хода равна 25,0 мм.

Конструкция механизма показана на рис. 3.2, б. Главный (верхний) вал 11 машины смонтирован в двух опорных втулках 10 и 15. На правом конце вала двумя винтами 16 закреплен шкив-маховик 17, а левее втулки 15 — коническая шестерня 14 привода нижнего вала с двумя винтами 13. Для усиления крепления шестерни от перемещения ее вдоль оси вала 11 со стороны ее левого торца установлено стопорное кольцо 12 с винтами 18. На левом конце вала 11 с помощью двух винтов 9 установлен кривошип 8 с пальцем 3, закрепленным двумя винтами 19. Палец шарнирно соединен с верхней головкой шатуна 20. Нижняя головка шатуна охватывает поводок 24, который с помощью клеммпого зажима с винтами 2 крепится на игловодителе 4. Поводок 24 имеет кулачок зажима нитки, обращенный в сторону фронтовой крышки машины. На правый конец оси поводка 24 надет ролик 23, перемещающийся в пазу направляющей 22, крепящейся к фронтовой части корпуса машины винтами 21.

Игловодитель 4 движется возвратно-поступательно в двух направляющих втулках 1 я 5. Нижний конец игловодителя выполнен разрезным вдоль оси и имеет коническую резьбу с навинченной на нее гайкой 25, которая стягивает нижнюю часть игловодителя, создавая жесткое крепление (типа цанги) иглы 26, вставленной снизу в торцовое отверстие игловодителя 4 до упора. Игла должна быть установлена так, чтобы ее короткий желобок находился справа от оператора. Гайка 25 закрепляется с помощью специального ключа, прикладываемого к машине (8 X 10 ГОСТ 2839—71).

Игловодитель 4 в средней части выполнен полым, а на верхнем конце его запрессована головка 7 с заполированным отверстием 6, куда заправляется нитка. Это отверстие является ни-теподатчиком игольной нитки.

Механизм иглы имеет регулировки. Высота иглы 26 относительно носика петлителя регулируется перемещением игловодителя 4 по вертикали после ослабления винтов 2. Положение оси отверстия 6 нитеподатчика игольной нитки относительно линии строчки регулируют поворотом игловодителя 4 вокруг своей оси после ослабления винтов 2. Положение ушка иглы 26 относительно линии строчки регулируется поворотом ее вокруг своей оси после ослабления гайки 25. Время движения иглы 26 по фазе регулируется поворотом главного вала 11 относительно шестерни 14 после ослабления винтов 13.

Механизм петлителя. В машине установлен петлитель ротационного типа. Вращение петлителю передается от главного вала 2 (рис. 3.3, а) через две пары конических шестерен 6, 7 и 11, 13, каждая из которых закреплена двумя винтами 5, вертикальный вал 9 и нижний вал 18.

Общее передаточное отношение двух пар шестерен равно единице. Вращение нижнего вала происходит по часовой стрелке, если смотреть со стороны шкива, т. е. противоположно вращению главного (верхнего) вала 2. Вертикальный вал 9 вращается в двух втулках 8 и 10, а пары шестерен 6,7 ш 11, 13 заключены в масляные картеры.

Нижний вал 18 смонтирован в трех опорных втулках 19, 15 «и 12 и удерживается от осевого перемещения стопорным кольцом 16 с двумя винтами 17 и шестерней 13 через кольцо-прокладку 14.

С левой стороны в торцовое отверстие нижнего вала 18 вставлен хвостовиком петлитель 1 и закреплен винтом 20 (на лыске хвостовика петлителя). Таким образом, петлитель 1 за один оборот главного вала делает также один оборот в направлении, противоположном вращению главного (верхнего) вала.

Механизм петлителя имеет регулировки. Величина зазора в зацеплении пар конических шестерен 6, 7 и 11, 13 регулируется перемещением их вдоль осей валов, на которых они смонтированы, после ослабления винтов 5, причем сначала устанавливаются по размерам шестерни 7 и 11 вертикального вала 9, а затем последовательно шестерни 6 и 13 горизонтальных валов 2 и 18. При этом торец шестерни 13 должен упираться через кольцо-прокладку 14 во втулку 15, которую продвигают вправо до соприкосновения ее с торцом шестерни, а к торцу шестерни 6 подводят стопорное кольцо 3 и закрепляют на валу 2 винтами 4.

Время подхода носика петлителя к игле регулируется поворотом нижнего вала 18 после ослабления винтов 5 крепления шестерни 13 на валу 18.

Для обеспечения нормального петлеобразования игла устанавливается по высоте по отношению к петлителю таким образом, чтобы в момент захвата петли носик петлителя находился в середине выемки иглы над ушком на расстоянии 2,0—2,5 мм от ее горизонтальной оси при ее подъеме из нижнего положения (рис. 3.3, б).

Положение носика петлителя 1 относительно иглы вдоль оси вала 18 устанавливается перемещением его хвостовика в отверстии вала вдоль лыски после ослабления винта 20.

Рис. 3.4. Механизм продвижения материала машины 28 кл. ПМЗ:

а — схема; б — конструкция; б — регулируемый эксцентрик; г — лапка

Для того чтобы машина не давала пропусков, носик петлителя должен проходить около иглы (справа от нее, если смотреть со стороны оператора) с зазором не более 0,10—0,15 мм.

Механизм продвижения материала. Рейка Р (рис. 3.4, а) движется по эллипсообразной траектории и получает эти движения от двух кинематических цепей: цепи продвижения АВСБ и цепи подъема (эксцентрик АЕ). Механизм определяется такими размерами, мм: АВ = А,5; ВС=А2,0; С) = 31,0; АЕ = 2,0; г ==29,0; ==42,0. Конструкция механизма показана на рис. 3.4, б, е.

На нижнем валу 20 крепится винтами 13 корпус 12 регулируемого эксцентрика. В его диаметральный паз вставляется ползун 10 с эксцентриком продвижения 15. На боковой поверхности ползуна 10 имеется паз 25 (см. рис. 3.4, в), куда входит буртик регулировочного винта 11, который ввинчивается в резьбовое отверстие корпуса эксцентрика 12. При завинчивании или вывинчивании регулировочного винта ползун 10 перемещается вдоль диаметрального паза корпуса 12, меняя величину эксцентриситета эксцентрика продвижения 15.

Для предотвращения самопроизвольного перемещения регулировочного винта (см. рис. 3.4, б) и ползуна 10 в процессе работы машины предусмотрено дополнительное крепление ползуна 10 стопорным винтом 14, который ввинчен в отверстие корпуса эксцентрика 12.

На эксцентрик продвижения 15, выполненный в виде эксцентричной цапфы вместе с регулируемым ползуном 10, надевается передняя разъемная головка шатуна 7 с крышкой 8 и двумя винтами 9, а задняя его головка надевается на ось 3 рамки 5, смонтированной на оси продвижения 23: Ось продвижения 23 крепится в приливах платформы машины двумя стопорными винтами 24, а ось 3 в рамке 5 — винтами 6.

При вращении нижнего вала 20 под действием эксцентрика продвижения 15 шатун 7 перемещается вдоль линии строчки (поперек платформы), передавая качательное движение рамке5 относительно оси продвижения 23.

На валу 20 смонтирован также эксцентрик подъема 16, крепящийся двумя винтами 17; на эксцентрик 16 надевается камень 19, входящий в горизонтальный паз рычага двигателя ткани 18, закрытый сверху пластиной 21 с четырьмя винтами 22. Рычаг двигателя ткани 18 надет на ось 3, связанную с рамкой продвижения 5.

К кронштейну рычага 18 винтом крепится двигатель материала 2, выполненный в виде двухдорожечной зубчатой рейки.

При вращении нижнего вала 20 под действием эксцентрика подъема 16 рычаг 18 совершает движения по вертикали. В результате сложения двух движений — по горизонтали и вертикали— двигатель материала (зубчатая рейка 2) совершает циклические движения по эллипсообразной траектории, взаимодействуя с нажимной лапкой и продвигая материал в направлении от оператора.

В механизме предусмотрено несколько регулировок.

Длина стежка регулируется изменением эксцентриситета эксцентрика продвижения 15 (см. рис. 3.4, в), что достигается вращением регулировочного винта 11 после ослабления стопорного винта 14. При завинчивании винта 11 длина стежка увеличивается, и наоборот, при вывинчивании винта 11 длина стежка уменьшается. После установки требуемой длины стежка необходимо завернуть до отказа стопорный винт 14.

Высота подъема рейки 2 (см. рис. 3.4, б) над игольной пластиной регулируется перемещением рейки по вертикали в пределах овальной прорези в ее ножке после ослабления винта .

Своевременность подъема рейки 2 регулируется поворотом нижнего вала 20 относительно эксцентрика подъема 16 после ослабления винтов 17.

Начало продвижения рейки 2 регулируется поворотом нижнего вала 20 относительно эксцентрика продвижения 15 после ослабления винтов 13 корпуса 12.

Непосредственно к механизму продвижения относится нажимная лапка (рис. 3.4, г). Лапка 13 крепится винтом к стержню лапки 12, смонтированному вертикально во фронтовой части головки машины и проходящему через втулку 11 и отверстие регулировочного винта 7. На стержне 12 лапки закреплен винтами 4 пружииодержатель 5, хвостовик которого входит в вертикальный паз рукава рис. 3.5. Заправка нитки в машине 28 кл. ПМЗ машины, что предотвращает лапку 13 от поворота вокруг оси стержня 12 и дает возможность ручного подъема лапки 13 рычагом 2, смонтированным в том же пазу под хвостовиком пружинодержателя 5 с помощью шарнирного винта 3. Пружинодержатель 5 имеет палец 9, контактирующий с левым плечом рычага 10 ножного подъема лапки, который смонтирован с задней стороны рукава машины шарнирным винтом 8 и правый конец которого связан с ножной педалью.

Давление лапки на материал создается пружиной 6. Силу давления лапки на материал регулируют винтом 7. При завинчивании винта давление лапки на материал увеличивается.

Высота подъема лапки над игольной пластиной регулируется пермещением стержня лапки 12 по вертикали после ослабления винтов 4 пружинодержателя 5. Одновременно регулируется положение отверстия лапки относительно иглы поворотом стержня 12 вокруг его оси.

Устройство подачи и натяжения нитки. В машине 28 кл. специального механизма нитеподатчика нет. Роль ушка нитеподатчика выполняет отверстие 5 (рис. 3.5) в верхней части игловодителя и устройство зажима нитки, смонтированное на фронтовой крышке машины и взаимодействующее в процессе работы машины с кулачком поводка игловодителя.

Машина шьет одной ниткой, которая проводится с бобины в следующей последовательности: в ушко 9 нитенаправительной шайбы регулятора натяжения сверху рукава, между шайбами 8 регулятора натяжения, в ушко 7 нитенаправительной шайбы, в отверстие 6 нитенаправительного стержня на рукаве перед игловодителем, в отверстие 5 верхней головки игловодителя, вниз через верхний проволочный иитенаправитель 4 на фронтовой крышке, вниз через крючок пластинки 3 устройства для зажима нитки на фронтовой крышке под головку штифта, на которую нажимает пластинчатая пружина с левой стороны; вниз через нижний проволочный иитенаправитель 2 на фронтовой крышке и в ушко иглы 1 слева направо к основанию рукава, со стороны длинного желобка.

Для регулирования натяжения нитки служит пружинный регулятор, расположенный сверху рукава. Для увеличения натяжения нитки круглую накатную гайку следует завинчивать.

Смазка машины индивидуальная ручная, по точкам. Все трущиеся поверхности смазывают из масленки маслом индустриальным 20 (веретенное 3 ГОСТ 1707—51) не реже одного раза в смену. Основные трущиеся поверхности смазывают следующим образом: задняя втулка верхнего вала — через смазочное отверстие сверху рукава, у маховика; передняя втулка верхнего вала — через верхнее смазочное отверстие у фронтовой части рукава; задняя втулка нижнего вала — через нижнее заднее смазочное отверстие на рукаве; передняя втулка нижнего вала — через переднее от края отверстие на платформе; средняя втулка нижнего вала — через заднее отверстие на платформе, у основания рукава; верхняя втулка вертикального вала — через верхнее смазочное отверстие в вертикальной части рукава сзади; нижняя втулка вертикального вала-—через нижнее смазочное отверстие в вертикальной части рукава сзади.

Для смазки деталей механизма подачи необходимо заливать масло в средние смазочные отверстия на платформе машины.

Для смазки соединительного звена игловодителя надо заполнять маслом смазочную трубку с фитилем, расположенную сзади игловодителя на фронтовой части рукава. Картеры конических шестерен заполняют при сборке машины консистентной смазкой.






Опубликовано в: Швейное оборудование