Несмотря на большое многообразие классов и типов цепных стежков, как это показано в предыдущем разделе, в их образовании имеются общие элементы.
Так, в основе образования всех видов цепных стежков лежит принцип «петля в петлю», т. е. каждая последующая петля должна входить в предыдущую петлю. Кроме того, как было замечено Л. П. Флеровой [6], образование цепных стежков состоит из набора одинаковых элементов, расположенных в различной последовательности в зависимости от типа стежка. Рассмотрим основные из этих элементов.
Прокол материала иглой и проведение сквозь него игольной нитки — этот элемент присутствует при образовании всех типов стежков. В большинстве машин с прямой иглой прокол происходит по нормали к поверхности прошиваемого материала. Исключение составляют машины обметочного стежка, в большинстве из которых прямая игла прокалывает материал под углом 65—75°. При кривой игле в этих машинах стремятся обеспечить прокол материала в направлении, по возможности, близком к нормали в месте прокола. В машинах потайного стежка кривая игла прокалывает материал под небольшим углом к поверхности материала. Последующее за проколом проведение иглой нитки сквозь материал во всех случаях сходно.
Образование петли-напуска игольной нитки и захват ее носиком петлителл — один из основных элементов образования всех видов стежков, в том числе и цепных. Этот элемент является наиболее ответственным потому, что в большинстве машин как с прямой, так и с кривой иглой образование петли-па-пуска происходит при возвратном движении иглы, т. с. зависит от физико-мехаиических свойств и крутки нитки, свойств сшиваемого материала, конструкции и закона движения иглы и др. Поэтому в целях более четкой ориентации петли и сохранения постоянного зазора между иглой и носиком петлителя при захвате петли часто в машинах устанавливают направители для иглы в ее крайнем нижнем положении и упоры, смещающие петлю при ее образовании в сторону носика петлителя. В машинах цепного стежка применяются иглы с двумя длинными желобками, в связи с чем для образования петли-напуска нормальных размеров в них требуется подъем (возвратный ход) иглы из крайнего нижнего положения больший, чем в машинах челночного стежка. Известен только один тип машин серии 39500 фирмы «Юнион спешл», где при наличии кривой иглы захват игольной нитки производится в натянутом состоянии при движении иглы вниз.
Проведение петли нитки петлителя в петлю игольной нитки производится обычно в натянутом состоянии нитки петлителя, так как она проводится вместе с петлителем. В машинах одно-ниточного стежка вместо этого элемента имеет место элемент «захват игольной нитки петлителем».
Элемент проведение петли нитки второго петлителя в петлю нитки первого петлителя присутствует в машинах обметочиого стежка с двумя петлителями, заправленными нитками. При двух- или однониточных стежках происходит захват ниток вторым петлителем (ширителем). Захватываемая нитка при этом находится в натянутом состоянии.
Продвижение материала в машинах цепного стежка чаще всего прерывистое и осуществляется рейками (для большинства машин) или роликами (для скорняжных, регулярных и перчаточных машин) в период нахождения иглы вне материала. В последнее время появляются машины цепного стежка так называемые беспосадочные, у которых в продвижении материала участвует игла, отклоняющаяся вдоль строчки. При реечном транспортере такое продвижение применяется в машинах двух-ниточного цепного стежка с петлителями, движущимися вдоль строчки, и с дополнительными ширителями. В патентах имеются предложения по использованию отклоняющихся игл при продвижении материалов равномерно вращающимися роликами в скорняжных и регулярных машинах.
Вынесение последней петли на линию движения иглы и закол ее иглой — это также один из основных элементов образования всех цепных строчек, хотя он видоизменяется в зависимости от типа стежка. В обметочных машинах и машинах потайного стежка этот элемент предшествует проколу иглой материала, в остальных машинах закол (термин заимствован из работы [7]) происходит после прокола материала иглой. Игла проходит в площадь треугольника, от величины и расположения которого относительно линии движения иглы зависит возможность и устойчивость выполнения этого элемента. Величина треугольника в значительной мере определяется геометрией и законом движения петлителей, величиной стежка и зависит также от геометрии игольной пластины и физико-механических и фрикционных свойств ниток.
Сбрасывание петель с рабочих органов и затяжка стежка. Особенность цепных стежков заключается в том, что процесс их образования не закапчивается за один оборот главного вала и, кроме того, сокращение сброшенных с рабочих органов петель производится постепенно. Естественно поэтому, что чем меньших размеров петля будет сброшена с рабочего органа и чем больше времени на ее сокращение, тем меньшие натяжения ниток потребуются при затяжке стежков. Таким образом, чем большее количество ниток участвует в процессе образования стежков, тем строже должна быть последовательность в сбросе и сокращении сброшенных петель. Затяжка цепных стежков производится не только и не столько нитеподатчиком, как в челночных машинах, сколько рабочими органами с его участием. Затягивается один из предыдущих стежков, и нитки при этом перетягиваются в образующийся стежок, поэтому в машинах цепного стежка в целях уменьшения трения при перетягивании ниток применяются иглы с двумя длинными желобками. Анализ способов и условий затяжки различных типов цепных стежков изложен в работах {6, 7, 8, 9].
Ниже при описании процессов образования различных типов стежков в целях удобства прослеживания общих элементов принята единая система координат ХУ1 (рис. 1.9): ось X проходит по направлению продвижения материала; ось У — по линии движения иглы (при кривой игле— по нормали к материалу в месте прокола материала иглой), причем положительное направление оси У соответствует подъему иглы: ось 2 — вдоль платформы машины (перпендикулярно продвижению материала).
Процесс образования стежка рассматривается с момента первого прокола материала иглой до окончания формирования стежка. Перед началом описания процесса указывается расположение рабочих органов относительно материала, а также особенности их конструкции. В целях преемственности и удобства чтения все обозначения на рис. 1.1 —1.8 учтены при рассмотрении процессов образования стежков, причем основное внимание уделено образованию тех стежков, которые выполняются па описываемых в данной книге машинах.
При описании машин встречаются различные конструкции рукавов по их расположению относительно оператора. Условимся под праворукавной понимать машину, направление рукава в которой совпадает с направлением согнутой в локте правой руки оператора, т. е. направление оси рукава от шкива к фронтальной части противоположно направлению оси 7. па рис. 1.9. Соответственно для леворукавных машин это направление будет совпадать с положительным направлением оси 2, а в пряморукавных — направление оси рукава будет совпадать с положительным или отрицательным направлением оси X.
Вылет рукава — это расстояние по горизонтали от оси иглы до наиболее удаленной точки внутренней части основания рукава машины. Нормальным вылетом для цепных машин следует считать наиболее распространенную величину вылета (220— 240 мм).