Общие сведения по образованию цепных стежков

Несмотря на большое многообразие классов и типов цепных стежков, как это показано в предыдущем разделе, в их образовании имеются общие элементы.

Так, в основе образования всех видов цепных стежков лежит принцип «петля в петлю», т. е. каждая последующая петля должна входить в предыдущую петлю. Кроме того, как было замечено Л. П. Флеровой [6], образование цепных стежков состоит из набора одинаковых элементов, расположенных в различной последовательности в зависимости от типа стежка. Рассмотрим основные из этих элементов.

Прокол материала иглой и проведение сквозь него игольной нитки — этот элемент присутствует при образовании всех типов стежков. В большинстве машин с прямой иглой прокол происходит по нормали к поверхности прошиваемого материала. Исключение составляют машины обметочного стежка, в большинстве из которых прямая игла прокалывает материал под углом 65—75°. При кривой игле в этих машинах стремятся обеспечить прокол материала в направлении, по возможности, близком к нормали в месте прокола. В машинах потайного стежка кривая игла прокалывает материал под небольшим углом к поверхности материала. Последующее за проколом проведение иглой нитки сквозь материал во всех случаях сходно.

Образование петли-напуска игольной нитки и захват ее носиком петлителл — один из основных элементов образования всех видов стежков, в том числе и цепных. Этот элемент является наиболее ответственным потому, что в большинстве машин как с прямой, так и с кривой иглой образование петли-па-пуска происходит при возвратном движении иглы, т. с. зависит от физико-мехаиических свойств и крутки нитки, свойств сшиваемого материала, конструкции и закона движения иглы и др. Поэтому в целях более четкой ориентации петли и сохранения постоянного зазора между иглой и носиком петлителя при захвате петли часто в машинах устанавливают направители для иглы в ее крайнем нижнем положении и упоры, смещающие петлю при ее образовании в сторону носика петлителя. В машинах цепного стежка применяются иглы с двумя длинными желобками, в связи с чем для образования петли-напуска нормальных размеров в них требуется подъем (возвратный ход) иглы из крайнего нижнего положения больший, чем в машинах челночного стежка. Известен только один тип машин серии 39500 фирмы «Юнион спешл», где при наличии кривой иглы захват игольной нитки производится в натянутом состоянии при движении иглы вниз.

Проведение петли нитки петлителя в петлю игольной нитки производится обычно в натянутом состоянии нитки петлителя, так как она проводится вместе с петлителем. В машинах одно-ниточного стежка вместо этого элемента имеет место элемент «захват игольной нитки петлителем».

Элемент проведение петли нитки второго петлителя в петлю нитки первого петлителя присутствует в машинах обметочиого стежка с двумя петлителями, заправленными нитками. При двух- или однониточных стежках происходит захват ниток вторым петлителем (ширителем). Захватываемая нитка при этом находится в натянутом состоянии.

Продвижение материала в машинах цепного стежка чаще всего прерывистое и осуществляется рейками (для большинства машин) или роликами (для скорняжных, регулярных и перчаточных машин) в период нахождения иглы вне материала. В последнее время появляются машины цепного стежка так называемые беспосадочные, у которых в продвижении материала участвует игла, отклоняющаяся вдоль строчки. При реечном транспортере такое продвижение применяется в машинах двух-ниточного цепного стежка с петлителями, движущимися вдоль строчки, и с дополнительными ширителями. В патентах имеются предложения по использованию отклоняющихся игл при продвижении материалов равномерно вращающимися роликами в скорняжных и регулярных машинах.

Вынесение последней петли на линию движения иглы и закол ее иглой — это также один из основных элементов образования всех цепных строчек, хотя он видоизменяется в зависимости от типа стежка. В обметочных машинах и машинах потайного стежка этот элемент предшествует проколу иглой материала, в остальных машинах закол (термин заимствован из работы [7]) происходит после прокола материала иглой. Игла проходит в площадь треугольника, от величины и расположения которого относительно линии движения иглы зависит возможность и устойчивость выполнения этого элемента. Величина треугольника в значительной мере определяется геометрией и законом движения петлителей, величиной стежка и зависит также от геометрии игольной пластины и физико-механических и фрикционных свойств ниток.

Сбрасывание петель с рабочих органов и затяжка стежка. Особенность цепных стежков заключается в том, что процесс их образования не закапчивается за один оборот главного вала и, кроме того, сокращение сброшенных с рабочих органов петель производится постепенно. Естественно поэтому, что чем меньших размеров петля будет сброшена с рабочего органа и чем больше времени на ее сокращение, тем меньшие натяжения ниток потребуются при затяжке стежков. Таким образом, чем большее количество ниток участвует в процессе образования стежков, тем строже должна быть последовательность в сбросе и сокращении сброшенных петель. Затяжка цепных стежков производится не только и не столько нитеподатчиком, как в челночных машинах, сколько рабочими органами с его участием. Затягивается один из предыдущих стежков, и нитки при этом перетягиваются в образующийся стежок, поэтому в машинах цепного стежка в целях уменьшения трения при перетягивании ниток применяются иглы с двумя длинными желобками. Анализ способов и условий затяжки различных типов цепных стежков изложен в работах {6, 7, 8, 9].

Ниже при описании процессов образования различных типов стежков в целях удобства прослеживания общих элементов принята единая система координат ХУ1 (рис. 1.9): ось X проходит по направлению продвижения материала; ось У — по линии движения иглы (при кривой игле— по нормали к материалу в месте прокола материала иглой), причем положительное направление оси У соответствует подъему иглы: ось 2 — вдоль платформы машины (перпендикулярно продвижению материала).

Процесс образования стежка рассматривается с момента первого прокола материала иглой до окончания формирования стежка. Перед началом описания процесса указывается расположение рабочих органов относительно материала, а также особенности их конструкции. В целях преемственности и удобства чтения все обозначения на рис. 1.1 —1.8 учтены при рассмотрении процессов образования стежков, причем основное внимание уделено образованию тех стежков, которые выполняются па описываемых в данной книге машинах.

При описании машин встречаются различные конструкции рукавов по их расположению относительно оператора. Условимся под праворукавной понимать машину, направление рукава в которой совпадает с направлением согнутой в локте правой руки оператора, т. е. направление оси рукава от шкива к фронтальной части противоположно направлению оси 7. па рис. 1.9. Соответственно для леворукавных машин это направление будет совпадать с положительным направлением оси 2, а в пряморукавных — направление оси рукава будет совпадать с положительным или отрицательным направлением оси X.

Вылет рукава — это расстояние по горизонтали от оси иглы до наиболее удаленной точки внутренней части основания рукава машины. Нормальным вылетом для цепных машин следует считать наиболее распространенную величину вылета (220— 240 мм).






Опубликовано в: Швы и стежки