Чтение и учеба

Уже в то время, когда появилось радио, а тем более после появления телевидения высказывались предположения, что люди будут меньше читать. Однако сегодня мы можем убедиться, что книг и других печатных изданий выпуска­ется даже больше, чем когда-либо. Вопрос в том, читают ли их на самом деле и что именно.

А что читаете вы? Что вы прочитали за последний месяц, год? Читаете ли вы книги или только газеты и журналы? Читаете ли вы лишь то, что относится к вашей профессии, или также и художественную литературу? Вы должны точно знать, что вы читаете, чтобы потом спросить себя, действительно ли это то, что вам нужно.

Говорят, книги — источник знаний, но чтение доставляет также и радость. Мы не взяли бы на себя смелость пред­ставить общий список того, что нужно читать, но вообще попытки в этом направлении предпринимались. В Швей­царии, например, имеется «Диогеновская библиотечка ста книг». Британская Observer, а вслед за ней и итальян­ская Espresso также опубликовали подобные списки лите­ратуры. В Германии такую попытку предприняла ежене­дельная газета Die Zeit. Так, несколько лет назад она предложила вниманию читателей одноименную серийную библиотечку из ста книг. Задумана она была не как прак­тическое пособие, а с целью развития искусства чтения.

Конечно, и такая подборка книг не может претендовать на то, чтобы удовлетворить запросы любого читателя, но примечательно то, что высказал в очередной дискуссии на эту тему один ученик: «Я не считаю чтение за труд. Для меня это радость, удовольствие, хобби».

Можете ли вы о себе сказать то же самое? Если да, то в этом отношении у вас все в порядке, поскольку вы приоб­щились к искусству, которое вам действительно может дать многое. Если нет, то вам следует подумать над тем, по­чему вы остаетесь равнодушным к чтению, чтобы затем как-то попытаться сформировать новое отношение к не­му. Во всяком случае, ясно одно: уже то, что вы вниматель­но ознакомились с содержанием книги до этого места, гово­рит о том, что вы умеете черпать информацию из книг.

То, что вы выберете себе для чтения, в немалой степени будет зависеть от вашего умения дать оценку книге. Ко­нечно, вам могут посоветовать и другие, что читать, но это будет касаться скорее отдельных названий. Вы сами луч­ше всего можете определить, что вам нужно читать, стоит лишь приложить некоторые усилия к оценке книги. Не следует, однако, подходить к этому с позиций профессио­нального критика, а попытаться ограничиться хотя бы двумя вопросами:

1. Понравилась ли мне книга?

2. Какую пользу я получил, прочитав книгу?

Если вы сможете положительно ответить лишь на один вопрос, то считайте, что читали книгу не зря. Утверди­тельный ответ на оба вопроса означает, что это именно те книги, которые вам следует читать и дальше.

Что касается техники чтения, то это лучше предоставить самому читателю. Конечно, существуют курсы ускоренно­го чтения и специальная литература на эту тему. Но прежде, чем решиться посещать такие курсы, подумайте, может быть, вы и так достаточно быстро читаете? Тот, ко­му чтение доставляет наслаждение, вряд ли решится по­менять технику чтения и согласится лишь пролистывать книги. Напротив, быстрое чтение полезно, когда вам нуж­но просмотреть, скажем, журнал и выбрать оттуда необ­ходимый вам материал.

Более важным, чем быстрое чтение, является умение анализировать прочитанное. Можно, конечно, отмечать наиболее интересные места в книге, если это ваши собст­венные книги, но настоящие ценители книг этого делать не будут.

Тому, кто хочет сделать серьезный анализ книг, в первую очередь специальной литературы, следует выписывать наиболее интересные цитаты. Более грамотно и практич­но было бы завести картотеку, составленную по ключе­вым словам. Если вы много читаете, то уже через некото­рое время у вас наберется целый каталог цитат. Можно, конечно, выписывать цитаты и просто в тетрадь.

Что касается специальных статей, то здесь мы предложи­ли бы другой метод. Те, кому не приходится читать много специальных журналов, могут хранить их дома, отметив закладками между страницами интересующие его статьи.

У тех же, кому это приходится делать регулярно, возни­кает проблема, куда девать старые номера этих изданий.

Остается лишь один выход — вырезать интересующие вас статьи, а все остальное сдавать в макулатуру. Нужно только следить за тем, чтобы вырезки содержали заголов­ки и дату издания, и если таковые отсутствуют, то обяза­тельно их указать.

Материалы нужно, конечно, хранить в надлежащем по­рядке. Вы можете, например, завести специальные пап­ки по темам. Для большего удобства можно воспользо­ваться более простым методом, причем вы можете про­явить в этом и собственную фантазию. Подберите, на­пример, картонные коробки подходящего размера и с торцевой стороны сделайте надписи в соответствии с те­матическими группами. Это позволит вам сортировать отдельные статьи по темам. Такая картотека занимает немного места, а чтобы она выглядела привлекательнее,

можно оклеить ее с торцевой стороны фольгой или цвет­ной бумагой.

Конечно, выглядят они не так элегантно, как фабричные стеллажи, зато это дешевле и с ними очень удобно рабо­тать. В этом мы имели возможность убедиться сами на практике, работая над данной книгой. Наряду с массой книг мы использовали также много специальных статей, которые складывали в свой архив. С годами мы собрали восемь коробок таких материалов, которые были рассорти­рованы по следующим темам: общий тренинг личности, ра­ционализация и временной менеджмент, идеи и творчест­во, общение, стресс и страх, физическое состояние и здо­ровье, руководство и разрешение конфликтов, техника принятия решений.

Теперь вы, используя наш опыт, можете сами попробо­вать создать индивидуальную систему, и мы уверены, что вы прекрасно с этим справитесь.

И еще один момент. В отношении чтения и информации вообще нам хотелось бы сказать следующее: ни в коем случае вы не должны считать, что чем больше читаете, тем больше познаете. «Цель всякой информации, заклю­чающейся в том, чтобы нести знания, не может быть до­стигнута путем ее массового поглощения. Более того. Поверхностная информация наносит существенный вред человеку, будит в нем иллюзию знающего человека и все больше уводит в сторону от действительного положе­ния».

Сегодня говорят о потоке информации. Мы уже не в со­стоянии воспринимать все, что на нас обрушивается, а тем более запоминать. И это наряду с другими факторами за­трудняет познавательный процесс. Слабо помогают в этом даже учебные программы, учебные машины и компь­ютерная техника. Напрашивается вывод, что мы должны отбирать информацию и концентрироваться только на самом главном. Может быть, нам даже следовало бы на­чать учиться заново, как мы когда-то начинали учиться в школе? Но как и чему нас учили в школе? О тех далеких годах нам мог бы напомнить небольшой ряд простых учебных ступеней:

— слушать, слышать;

— концентрироваться, смотреть, отмечать, фиксировать;

— замечать, говорить, самостоятельно действовать;

— рассматривать, познавать, решать;

— делать самому, набираться опыта, брать на себя ответ­ственность;

— научиться понимать, логически думать и т. д.

Разве не стоит кое-что из этого подучить сегодня? Не спе­шите отмахиваться, ибо можете создать себе немалые трудности, потому что первое, что вам все равно придется делать, — это обратиться к учебе.

Готовность учиться — вот то главное, что мы должны продемонстрировать, поскольку пословица «век живи — век учись» в наше скоротечное время актуальна как ни­когда, Но нужно не просто говорить об этом, а еще и де­лать, и даже в часы, когда вы, казалось бы, не ощущаете в этом потребности, нужно готовиться к завтрашнему дню, к следующему году, ко многим вещам, с которыми вам, возможно, придется иметь дело. Главное — не давать себе успокаиваться и не останавливаться. И уж совсем негоже безнадежно отставать, потому что позволить себе сегодня такое было бы непозволительной роскошью.






оборудование для переработки макулатуры

Метки:

Опубликовано в: Деловой успех