Известно, что человек руководствуется в своих действиях чувствами и разумом. Иного и быть не может, ибо он не бездушный механизм. Однако плохо, когда он превращает себя в раба своих чувств или своего разума. Желательно, чтобы они находились в гармонии друг с другом. Однако поскольку каждый человек устроен по-своему, то и баланс соотношения чувств и разума будет у всех неодинаков. Учитывая, что бьющие через край чувства, равно как и холодный ум, могут негативно сказаться на профессиональном и деловом успехе, нужно уметь вовремя сдерживать свои эмоции и помнить, что не все лучшим образом можно урегулировать с помощью одного только разума.
В поле напряжения, возникающего между разумом и чувствами, большая роль отводится нашему мышлению, но именно в этом поле нельзя давать ему излишнюю волю. Это не так просто, потому что мы не настолько грамотные мыслители, как иногда ошибочно полагаем.
«В течение долгих лет учебы нас интересовали главным образом знания, и получилось так, что технике мышления мы уделяли мало внимания, а то и вовсе упускали ее из виду. Умению мыслить мы придавали второстепенное значение, уделяя в основном внимание различным предметам. Но справедливо ли было это? Не слишком ли расточительно?»
Следует отметить, что мышлением занимались всегда, и давно уже установлено, что это довольно сложный процесс. «Мышление не является первичным (какими являются ощущения и созерцание через внешнее и внутреннее восприятие), а есть лишь производная форма деятельности, предполагающая наличие материала как продукта либо внешнего (чувственного), либо внутреннего (интуитивного) восприятия, наличие не связанных между собой отдельных представлений (ощущений и созерцаний)». Мышление наше строится, таким образом, из «кирпичиков», т. е. из ощущений и зрительных восприятий, и как таковое не может быть не подвержено влиянию, если мы позволим себе варьировать этими «кирпичиками». Поэтому речь идет не только о лучшем варианте комбинации, но и о качестве «кирпичиков», об ощущениях и зрительных восприятиях, включенных в мыслительный процесс. Это приобретает особое значение, когда речь идет о положительном мышлении.
Насколько короток может быть путь, ведущий к положительному мышлению, можно проиллюстрировать на очень простом примере. Если вы находитесь в состоянии разочарования, если вы чувствуете, что ваша вера в собственные способности пошатнулась, то вам просто нужно спокойно сесть за стол, взять лист бумаги и записать все факторы, которые говорят в вашу пользу, а не против вас. Если вы будете все время думать о силах, направленных против вас, то непременно преувеличите их, и тогда они обретут над вами власть, за которой на самом деле ничего не стоит. Но если вы будете думать и даже представлять себе, какими возможностями и способностями вы располагаете, и это отчетливо уясните, то вам удастся выбраться из любой сложной ситуации. Это не значит, что мы призываем смотреть на вещи сквозь «розовые очки», ибо речь идет прежде всего о вашей уверенности в себе, о том, чтобы вы твердо поверили в себя, в свои способности.
Однако мы имеем в виду не только положительное мышление, но и мышление аналитическое. Кроме того, сегодня говорят и о разветвленном мышлении, т. е. о том, что не следует думать односторонне, в одном направлении, упуская из виду все последствия и влияния, побочные отрицательные явления, возможные повороты и нежелательные реакции, а думать осмотрительно, регистрируя, сравнивая, оценивая, анализируя и внося поправки. Вполне очевидно, что такой вид мышления требует обилия информации, к тому же актуальной, а также многолетнего опыта, к которому можно обратиться.
Для этого необходимо присутствие разумного начала, однако не следует полагаться только на свой ум, поскольку «он может «совершенно логично» ввести вас в заблуждение»67. Так что вам следует научиться также прислушиваться к своим чувствам, развивать тонкое чутье, в чем вам, несомненно, поможет ваш богатый жизненный опыт.
Метки: Развитие личности