Творчество и новаторство

Сегодня много говорят и пишут о новаторстве, это слово вош­ло в моду. А к модным, часто употребляемым словам надо от­носиться, как известно, с определенной осторожностью.

Во-первых, новаторство играет положительную роль только тогда, когда оно действительно необходимо, выяв­ляет новые возможности. Тот, кто просто хочет во что бы то ни стало заняться новаторством, только сбивает других и самого себя с толку. «Это может даже привести к «про­фессиональному неврозу» или «новаторской истерии». Как необычность поведения сама по себе еще не является признаком творческой натуры, так и новшества и измене­ния как таковые еще не означают творческого подхода. Горе-новаторы, впрочем, часто не осознают того, что ве­дут себя неправильно».

Итак, не дайте втянуть себя в погоню за модой ради моды. Не думайте, что истинное новаторство состоит в изобрете­нии все новых и новых изделий и что от вас ожидают имен­но такой изобретательности. «Новаторство — это не толь­ко новые изделия, новые пути реализации, новые идеи в сфере маркетинга. Новаторство — это также постоянная гибкая подстройка организационных структур предприя­тия под внешние влияния, под изменения в расстановке сил общества, в государственном регулировании, в потреб­ностях населения и потребителей, в ситуации на сырьевом рынке и в конкурентной сфере». Принимаясь за любой инновационный проект, следует спросить себя не только о его необходимости, но и о том, насколько реально его осу­ществление, ведь если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятст­вия, то хорошая новаторская идея может оказаться нереа­лизуемой. Итак, прежде чем взяться за осуществление какой-либо новации, надо выяснить несколько моментов. Во-первых, необходимо исследовать рыночную ситуацию.

Чтобы выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке, надо ответить на следующие вопросы:

— Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?

— Существует ли вообще необходимость в создании но­вого продукта?

— Была ли необходимость замены одного продукта другим?

— Является ли новый продукт органичным продолжени­ем предыдущего ряда продуктов?

— В состоянии ли фирма вообще осуществить идею но­вого продукта либо получить такой продукт?

— Может ли фирма в принципе продать такой про­дукт?

— Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?

— Можно ли охарактеризовать новый продукт как про­грессивный или как ностальгический, т.е. в стиле ретро?

— Осуществлял ли кто-либо раньше подобные идеи? Ес­ли да, то насколько успешно?

— Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конкурентов?

— С каким финансовым риском связана идея нового про­дукта?

— Может ли идея нового продукта иметь рекламный ус­пех?

— На какой рынок лучше сориентировать идею нового продукта?

— Соответствует ли идея нового продукта внутрипро­изводственной структуре фирмы?

— Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта.

При принятии окончательного решения в связи с иннова­ционной идеей, в том числе в связи с конструкторско-ис­следовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске. Если вы стремитесь к коммерческому успеху, то ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:

1. Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию.

2. Связанный с проектом риск должен находиться в пре­дельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.

Принимая положительное решение по инновационной идее, следует также помнить о том, что новацию нельзя рассматривать изолированно, особенно если речь идет о товарной новации, т.е. о продукте или ассортименте, по­ступающем на рынок. Нельзя забывать также о связан­ных с реализацией продукта услугах, ведь новое предло­жение может состоять из:

— продукта и продукта,

— продукта и применения,

— продукта и упаковки,

— продукта и сервиса,

— продукта и системы привлечения потребителей,

— продукта и системы его доставки.

Число возможных здесь комбинаций бесконечно велико, особенно если начать варьировать два, три и более факто­ров». Итак, предложить идею новшества — это еще да­леко не все. В связи с этим еще одна цитата: «Техниче­ские новшества сами по себе — это в большинстве случаев необходимое, но далеко не исчерпывающее условие для производственнрго и рыночного успеха. Это сразу стано­вится очевидным, если вспомнить о том, сколько изобре­тателей, пусть даже успешно работающих, разоряются или как часто проворный «второй», т.е. имитатор, обго­няет творчески работающего «первого», т.е. новатора, благодаря более основательным производственным зна­ниям или лучшим организаторским способностям».

Поскольку в данной книге речь идет об успехе в про­фессиональной и деловой жизни, не будет излишним помнить об осторожности. Поэтому предлагаем вашему вниманию факторы — помимо названных, — которые могут повлиять на принятие решения по тому или ино­му новшеству.

«Отрицательные

Положительные

факторы

факторы

Неверный подбор

Способность четко видеть

сотрудников

проблемы

Удовлетворенность

Способность выдерживать

достигнутым

внутреннее напряжение

Иерархическая

Способность видеть

закоснелость

предмет с разных

сторон

Стрессы

Способность

к перегруппировке

знаний и пересмотру

мнений

Перегруженность

Способность работать

работой

с полной отдачей сил,

выносливость

Печальный опыт

Реализм в суждениях

Отсутствие стимулов

Способность к обобщению

специальных знаний

Ложно понимаемый

Умение «продавать» свои

коллективизм

идеи».

Даже если вы сами себя считаете новатором, проверьте еще раз, не слишком ли субъективно это мнение. Сравни­те свои способности и установки с перечисленными ниже характерными чертами современного новатора.

— Творческий подход, интуиция, неординарность.

— Знание рынка, умение улавливать рыночные тенден­ции.

— Интерес ко всему новому.

— Широта знаний.

— Интеллигентность.

— Гибкость ума, непредвзятость.

— Желание учиться, восприимчивость,

— Готовность брать на себя ответственность, иници­ативность.

— Устойчивость к стрессам, высокая работоспособ­ность.

— Общительность.

— Готовность к коллективной работе, уживчивость.

— Готовность идти на риск.

— Хладнокровное отношение к успехам и неудачам.

— Обаяние, способность воодушевлять людей.

— Настойчивость, пробивная способность.

Итак, можете вы сказать о себе, что вы — настоящий но­ватор? Но и всего этого бывает часто недостаточно. Вы ведь только что прочли, что новшества не могут существо­вать изолированно: пока они найдут дорогу на рынок, придется поработать не только вам, но и другим. Дело пойдет тем успешнее, чем сильнее будет стремление к ус­пеху каждого из ваших сотрудников. Вдумайтесь в смысл следующей цитаты: «Сейчас уже нельзя требовать полной отдачи от живой социальной системы, которую представ­ляют собой люди, объединенные в организации и группы, исходя из естественно-научно-технического мировосприя­тия и технократической философии управления». Так что стоит подумать над тем, какую роль играет мотива­ция при осуществлении новаций.

Помочь вам могут, впрочем, не только ваши сотрудники. Хорошо известна роль консультантов при осуществле­нии инновационных проектов. Менее известен тот факт, что государство тоже готово оказать в этом помощь, хотя и в четко очерченных рамках.

К сожалению, надо признать, что львиная доля от этого пи­рога достается «большим», а «маленьким» перепадают крохи, но все же лучше попытаться получить то, что вам по праву причитается. Все дело в распределении, надо бо­роться за свой кусочек от большого пирога. В одиночку бо­роться трудно, так что зачастую приходится рассчитывать на политическую активность различных союзов и объеди­нений, что особенно важно для средних и малых фирм. И тем самым для всего народного хозяйства и общества в це­лом. Нельзя забывать, что в большинстве своем люди рабо­тают именно на средних и малых предприятиях.






Метки:

Опубликовано в: Деловой успех