Сегодня много говорят и пишут о новаторстве, это слово вошло в моду. А к модным, часто употребляемым словам надо относиться, как известно, с определенной осторожностью.
Во-первых, новаторство играет положительную роль только тогда, когда оно действительно необходимо, выявляет новые возможности. Тот, кто просто хочет во что бы то ни стало заняться новаторством, только сбивает других и самого себя с толку. «Это может даже привести к «профессиональному неврозу» или «новаторской истерии». Как необычность поведения сама по себе еще не является признаком творческой натуры, так и новшества и изменения как таковые еще не означают творческого подхода. Горе-новаторы, впрочем, часто не осознают того, что ведут себя неправильно».
Итак, не дайте втянуть себя в погоню за модой ради моды. Не думайте, что истинное новаторство состоит в изобретении все новых и новых изделий и что от вас ожидают именно такой изобретательности. «Новаторство — это не только новые изделия, новые пути реализации, новые идеи в сфере маркетинга. Новаторство — это также постоянная гибкая подстройка организационных структур предприятия под внешние влияния, под изменения в расстановке сил общества, в государственном регулировании, в потребностях населения и потребителей, в ситуации на сырьевом рынке и в конкурентной сфере». Принимаясь за любой инновационный проект, следует спросить себя не только о его необходимости, но и о том, насколько реально его осуществление, ведь если отсутствуют средства, необходимые навыки или же если возникают непреодолимые препятствия, то хорошая новаторская идея может оказаться нереализуемой. Итак, прежде чем взяться за осуществление какой-либо новации, надо выяснить несколько моментов. Во-первых, необходимо исследовать рыночную ситуацию.
Чтобы выяснить, имеет ли тот или иной продукт хорошие шансы на рынке, надо ответить на следующие вопросы:
— Имелись ли основания для поисков идеи нового продукта?
— Существует ли вообще необходимость в создании нового продукта?
— Была ли необходимость замены одного продукта другим?
— Является ли новый продукт органичным продолжением предыдущего ряда продуктов?
— В состоянии ли фирма вообще осуществить идею нового продукта либо получить такой продукт?
— Может ли фирма в принципе продать такой продукт?
— Заполняет ли новый продукт какую-либо нишу на рынке?
— Можно ли охарактеризовать новый продукт как прогрессивный или как ностальгический, т.е. в стиле ретро?
— Осуществлял ли кто-либо раньше подобные идеи? Если да, то насколько успешно?
— Могут ли возникнуть схожие идеи новых продуктов у конкурентов?
— С каким финансовым риском связана идея нового продукта?
— Может ли идея нового продукта иметь рекламный успех?
— На какой рынок лучше сориентировать идею нового продукта?
— Соответствует ли идея нового продукта внутрипроизводственной структуре фирмы?
— Какие реальные рыночные шансы имела бы реализация идеи нового продукта.
При принятии окончательного решения в связи с инновационной идеей, в том числе в связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске. Если вы стремитесь к коммерческому успеху, то ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:
1. Прибыль от проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию.
2. Связанный с проектом риск должен находиться в предельно допустимом соотношении с прибылью от его реализации.
Принимая положительное решение по инновационной идее, следует также помнить о том, что новацию нельзя рассматривать изолированно, особенно если речь идет о товарной новации, т.е. о продукте или ассортименте, поступающем на рынок. Нельзя забывать также о связанных с реализацией продукта услугах, ведь новое предложение может состоять из:
— продукта и продукта,
— продукта и применения,
— продукта и упаковки,
— продукта и сервиса,
— продукта и системы привлечения потребителей,
— продукта и системы его доставки.
Число возможных здесь комбинаций бесконечно велико, особенно если начать варьировать два, три и более факторов». Итак, предложить идею новшества — это еще далеко не все. В связи с этим еще одна цитата: «Технические новшества сами по себе — это в большинстве случаев необходимое, но далеко не исчерпывающее условие для производственнрго и рыночного успеха. Это сразу становится очевидным, если вспомнить о том, сколько изобретателей, пусть даже успешно работающих, разоряются или как часто проворный «второй», т.е. имитатор, обгоняет творчески работающего «первого», т.е. новатора, благодаря более основательным производственным знаниям или лучшим организаторским способностям».
Поскольку в данной книге речь идет об успехе в профессиональной и деловой жизни, не будет излишним помнить об осторожности. Поэтому предлагаем вашему вниманию факторы — помимо названных, — которые могут повлиять на принятие решения по тому или иному новшеству.
«Отрицательные |
Положительные |
факторы |
факторы |
Неверный подбор |
Способность четко видеть |
сотрудников |
проблемы |
Удовлетворенность |
Способность выдерживать |
достигнутым |
внутреннее напряжение |
Иерархическая |
Способность видеть |
закоснелость |
предмет с разных |
сторон |
|
Стрессы |
Способность |
к перегруппировке |
|
знаний и пересмотру |
|
мнений |
|
Перегруженность |
Способность работать |
работой |
с полной отдачей сил, |
выносливость |
|
Печальный опыт |
Реализм в суждениях |
Отсутствие стимулов |
Способность к обобщению |
специальных знаний |
|
Ложно понимаемый |
Умение «продавать» свои |
коллективизм |
идеи». |
Даже если вы сами себя считаете новатором, проверьте еще раз, не слишком ли субъективно это мнение. Сравните свои способности и установки с перечисленными ниже характерными чертами современного новатора.
— Творческий подход, интуиция, неординарность.
— Знание рынка, умение улавливать рыночные тенденции.
— Интерес ко всему новому.
— Широта знаний.
— Интеллигентность.
— Гибкость ума, непредвзятость.
— Желание учиться, восприимчивость,
— Готовность брать на себя ответственность, инициативность.
— Устойчивость к стрессам, высокая работоспособность.
— Общительность.
— Готовность к коллективной работе, уживчивость.
— Готовность идти на риск.
— Хладнокровное отношение к успехам и неудачам.
— Обаяние, способность воодушевлять людей.
— Настойчивость, пробивная способность.
Итак, можете вы сказать о себе, что вы — настоящий новатор? Но и всего этого бывает часто недостаточно. Вы ведь только что прочли, что новшества не могут существовать изолированно: пока они найдут дорогу на рынок, придется поработать не только вам, но и другим. Дело пойдет тем успешнее, чем сильнее будет стремление к успеху каждого из ваших сотрудников. Вдумайтесь в смысл следующей цитаты: «Сейчас уже нельзя требовать полной отдачи от живой социальной системы, которую представляют собой люди, объединенные в организации и группы, исходя из естественно-научно-технического мировосприятия и технократической философии управления». Так что стоит подумать над тем, какую роль играет мотивация при осуществлении новаций.
Помочь вам могут, впрочем, не только ваши сотрудники. Хорошо известна роль консультантов при осуществлении инновационных проектов. Менее известен тот факт, что государство тоже готово оказать в этом помощь, хотя и в четко очерченных рамках.
К сожалению, надо признать, что львиная доля от этого пирога достается «большим», а «маленьким» перепадают крохи, но все же лучше попытаться получить то, что вам по праву причитается. Все дело в распределении, надо бороться за свой кусочек от большого пирога. В одиночку бороться трудно, так что зачастую приходится рассчитывать на политическую активность различных союзов и объединений, что особенно важно для средних и малых фирм. И тем самым для всего народного хозяйства и общества в целом. Нельзя забывать, что в большинстве своем люди работают именно на средних и малых предприятиях.
Метки: Развитие личности